Безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 1

Дети-это будущее любого государства, а их здоровье- показатель качества работы всех министерств и ведомств. Особого отношения требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому забота о них - одно из самых приоритетных направлений социальной политики нашего государства. Работа компетентных органов должна быть направлена на создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. С точки зрения проблемы инвалидности, безбарьерная среда - это такие элементы окружающей среды, в которые могут свободно заходить, попадать и которые могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.

В Российской Федерации существует ряд государственных программ, реализация которых направлена на создание такой среды для указанной категории граждан. В рамках исполнения таких программ разрабатываются и применяются новые нормативные документы. Так в 2015 вступило в силу  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, направленные на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в период их пребывания в образовательных организациях.

Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией организаций для обучающихся с ОВЗ.

Санитарными правилами установлены санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ; оборудованию и содержанию территории организации; зданию и оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; организации образовательной деятельности и режиму дня; условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации; организации питания; организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ; санитарному состоянию и содержанию помещений.

На какие организации распространяется действие данного документа?

Новые санитарные правила распространяются на образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ. Это могут быть учреждения с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

Правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ, ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектами, по которым они были построены.

Оборудование учебных помещений также должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Если в организации будет осуществляться обучение дошкольников с ОВЗ, то кроме того, должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад-школа) на одном участке с размещением каждого из этих учреждений в отдельном здании или блоке.

Территория.

Учреждения для учащихся с ОВЗ размещаются вблизи лесных, лесопарковых зон на обособленных земельных участках или на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, территория должна быть благоустроена, озеленена и ограждена. Основным моментом при проектировании и строительстве подобных учреждений должно быть создание доступной (безбарьерной) среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. То есть размещение самого здания и помещений в нем должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и к площадке для подвижных игр и отдыха.

Зона отдыха оснащается игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадки для подвижных игр детей оборудуются малыми архитектурными формами, площадки для отдыха - навесами, скамейками, столами. Допускается устанавливать сборно-разборные навесы, беседки.

Здание.

В зданиях предусматриваются специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, пандусы, лифты, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания; специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов.

Гардеробы размещаются на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса, оснащаются вешалками, крючками (шкафами с ячейками) для одежды и полками (ячейками) для обуви с учетом категории обучающихся и их росто-возрастных особенностей. При гардеробных предусматриваются скамейки.

Для тотально слепых обучающихся шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом,

 для обучающихся с остаточным зрением - сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.

Учебные помещения для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, умственно-отсталых обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа.

Допускается по медицинским показаниям проводить обучение в спальнях при наличии специального оборудования и дополнительного искусственного освещения.


Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, в учебных помещениях расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено.

Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока.

Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске.

Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.

 Устройство кабинетов информатики и других помещений, в которых используются персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними  (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03),помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий - требованиям, предъявляемым к организациям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), бассейна- требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества (СанПиН 2.1.2.1188-03). В таких учреждениях чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

Набор помещений для коррекционной работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Набор медицинских помещений определяется профилем общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемых медицинских услуг. Помещения медицинского назначения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10).

При наличии интерната, помещения для проживания размещаются в отдельно стоящем здании или отдельном блоке здания по типу спальных секций или группируются с учебными помещениями по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу: для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В помещениях, построенных и оборудованных по квартирному типу, для создания условий проживания, обучающихся с ОВЗ по семейному принципу должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПиН 2.4.3259-15)

Количество мест в спальных комнатах предусматривается не более четырех. Мебель должна соответствовать росто-возрастным особенностям, а также обеспечивать свободный проход для детей с ОВЗ. Не допускается использование раскладных и трансформируемых (выдвижных, выкатных) кроватей.

Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Для персонала оборудуются отдельные санитарные узлы.

Также в подобных учреждениях оборудуются помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей.

В интернате на первом этаже оборудуется медицинский блок.

Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03). Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения.  Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям на питьевую воду.  Не допускается устройство и использование надворных туалетов.

О требованиях к организации образовательной деятельности и режиму дня в образовательных учреждениях для учащихся с ОВЗ расскажем в следующей статье.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы