Безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2: требования к организации образовательной деятельности режиму дня, к организации питания и питьевого режима в учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

При организации образовательной деятельности в учреждениях для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны учитываться особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся. Требования к таким организациям устанавливаются СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", который ступает в силу 01.09.2015г.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии с вариантами программ образования, от 9 до 1 обучающегося в группе.

Варианты программ образования:

1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

 2-й вариант - обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

3-й вариант - образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития)). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Всего 9 категорий, обучающихся с ОВЗ:

1.      Глухие обучающиеся,

2.      Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся,

3.      Слепые обучающиеся,

4.      Слабовидящие обучающиеся,

5.      Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),

6.      Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

7.      Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР),

8.      Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС),

9.      Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.

Кроме того, может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна.

Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, рассчитывается он в зависимости от возраста обучающегося, ступени образования (начальное общее, основное общее, среднее общее)  и вида деятельности (урочной или внеурочной). Так общий объем недельной образовательной нагрузки в 1 классе по урочной деятельности составляет 21 учебный час, по внеурочной-10 часов, в 11 классе - 34 и 10 соответственно. Максимальное количество часов внеурочной деятельности во всех классах не должно привышать 10 учебных часов.

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.Они могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.

Важно! С целью  предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день, обычно они устанавливаются в среду или четверг.

Учебная нагрузка на уроке не должна превышать 40 минут.

Продолжительность перемен - не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Перемена между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе (при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации).

Соблюдение дополнительных требований предусмотрено для обучения в в первом (первом дополнительном) классе. В первую очередь это-  использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый). Кроме того в 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий и  организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать:

  • для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности 10 минут;
  • для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, - не более 15 минут.

Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.

Организация трудового обучения: мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Организация профильного обучения в 10 - 11 (12) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья.

Организация режима дня обучающихся школьного возраста.

Продолжительность ночного сна для обучающихся 7 - 10 лет должна составлять не менее 10 часов, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 9 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 8,5 часов.

Для обучающихся начального общего образования, перенесших заболевание, а также в период адаптации к обучению показан дневной сон длительностью в 1 - 2 часа.

Между ужином и сном рекомендуется организовывать прогулки на воздухе или тихие игры в помещении, а также режим проветривания спальных помещений.

Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 ч, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 3 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 2,5 часов. Время прогулки рекомендуется распределять в течение дня следующим образом: до начала занятий - 20 - 30 минут; после учебных занятий - 1 - 1,5 ч; перед приготовлением домашних заданий - 1 ч; после ужина - 1 ч.

В течение учебного дня для обучающихся 1 - 9 классов в середине учебных занятий рекомендуется проводить динамическую паузу на свежем воздухе продолжительностью 45 минут.

Наряду с уроками физкультуры в режиме дня должны предусматриваться: утренняя гимнастика, физкультурные паузы на уроках и при самоподготовке, подвижные игры на переменах и во время прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках, лечебная физкультура и система закаливающих процедур.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре целесообразно проводить во второй половине дня.


Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).

Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, питание которых осуществляется в учебно-жилой ячейке, необходимо предусмотреть буфетную. Буфетная оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.

Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 м2, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 м2.

За нарушение санитарного законодательства руководитель, а также должностные лица, нарушившие требования санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы