Дополнительное образование: требования гигиенических нормативов. Часть 1


Занятия в школах уже начались, получены первые задания, написаны первые контрольные. Ребенок находится в образовательном учреждении половину дня, и перед родителями встает вопрос: чем занять ребенка в оставшееся время. Здесь стоит вспомнить о дополнительном образовании, которое не только помогает скоротать свободные часы, но и направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения, и формирование умений и навыков самопознания, самосовершенствования.

В чем плюсы дополнительного образования? Ребенок выбирает тот вид деятельности, который близок именно ему. Лица, получавшие дополнительное образование имеют больше возможностей для реализации, в том числе в профессиональном плане. Кроме того, такой подход к обучению формирует и развивает социальные навыки общения.  

Важно знать, что к организациям, осуществляющим работы и услуги по дополнительному образованию детей предъявляются особые требования, в том числе и санитарно-эпидемиологические. Они установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" , включают требования к размещению организаций дополнительного образования для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, к ее территории и зданию, водоснабжению, отоплению, организации образовательного процесса, распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Рассмотрим основные положения.

Территория. Участок должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки. Через территорию учреждения не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения, рекомендуется ограждение территории забором и/или полосой зеленых насаждений, деревья высаживаются не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

Площадка для сбора мусора оборудуется на расстоянии не менее 15 м от здания, выполняется твердым покрытием, устанавливаются контейнеры с крышками.

Уровень искусственной освещенности на территории во время пребывания детей должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.

На территории строящихся и реконструируемых зданий организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления открытых беговых дорожек и спортивных площадок дождевыми водами. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Здания могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий). Вновь строящиеся объекты рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании. Размещение во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа.

Работу с детьми дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) можно проводить в кабинетах, которые размещаются не выше третьего этажа здания.

Входы в здания организации дополнительного образования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами.

В строящихся и реконструируемых зданиях предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды.

Набор помещений здания определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. Так помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0 м2 на одного учащегося.

Кроме того, помещения рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

- мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

- гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

- химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания.

При наличии медицинского кабинета он размещается на первом этаже здания.

Если предполагается работа с компьютерами, то площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Важно! Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека, материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек: каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях при спортивных и хореографических залах оборудуются душевые, на каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Для персонала выделяется отдельный туалет, который также обеспечивается всем необходимым. На каждом этаже выделяются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

Здания организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

В неканализованных районах здания оборудуются внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов).

Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественнонаучной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам. Допускается установка водонагревающих устройств.

Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается левосторонней, в слесарных мастерских - правосторонней.

В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, рекомендуются светлые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый. В помещениях для занятий живописью рекомендуется применять отделочные материалы и краски светло-серого или светло-голубого цвета.

В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:

в учебных помещениях для теоретических занятий

-

300 - 500 лк;

в мастерских по обработке металла, дерева

-

300 - 500 лк;

в швейных мастерских

-

400 - 600 лк;

в изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры

-

300 - 500 лк;

в концертных залах

-

не менее 300 лк;

в помещении для музыкальных занятий

-

не менее 300 лк;

в спортивных залах (на полу)

-

не менее 200 лк;

в рекреациях

-

не менее 150 лк;

в помещениях для занятий юных натуралистов

-

не менее 300 лк.

Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

В помещениях для технического творчества при выполнении напряженной зрительной работы рекомендуется применять комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

 Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:

- в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественнонаучной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20 - 22 °C;

- в вестибюле, гардеробе - 18 - 22 °C;

- в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17 - 20 °C;

- в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22 °C;

- в душевых - 24 - 26 °C.

Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.

О требования к помещениям для занятий различной направленности и их оборудованию, а также о требованиях к организации образовательного процесса расскажем в следующей статье.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы