Обеспечение оптимальных условий внешней среды для роста и развития ребенка


«Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия- Европейская стратегия ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков».

На рост и физическое развитие ребенка оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, характер питания, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воздействием социальных условий жизни. Многие факторы окружающей среды можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Причиной заболевания эти факторы не являются, но опосредованно в результате комплексного воздействия могут способствовать прогрессированию имеющегося заболевания, вызывать отклонения роста и развития ребенка.


Среди факторов, формирующих здоровье выделяют:

  • биологические,

  • факторы внешней среды,

  • социальные факторы,

Отдельно выделяют факторы школьной среды.


Так, к биологическим факторам относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы.


Генетические мутации вносят свой вклад в формирование наследственных болезней или определяют предрасположенность к ним. Особого внимания требуют многофакторные заболевания с наследственной предрасположенностью. К ним относится значительная часть хронических соматических и нервно-психических заболеваний взрослого человека: атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, аллергические заболевания, шизофрения и др.


Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков:

  • факторы, формирующие уровень и качество жизни;
  • школьная среда;
  • качество объектов окружающей природной среды и климат.


Социальные факторы: неполная семья, психологический климат в семье, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, нездоровое питание, вредные привычки родителей. В отношении последнего: пассивное курение может вызывать инфекции нижних дыхательных путей, пневмонию, бронхит, обострение астмы, способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений нейропсихического развития.


По мере взросления большее значение приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Табакокурение, наркомания, употребление алкоголя представляют реальную угрозу здоровью подростков на этапе созревания.


Факторы школьной среды могут приводить к следующим последствиям со стороны здоровья ребенка: близорукость, нарушения осанки, астения, анемия и другие заболевания, связанные с неудовлетворительной организацией обучения. А это может быть недостаточная освещенность классов, неправильная форма и размеры школьной мебели, перегрузки учебными занятиями.


В этом перечне ведущее место занимает снижение остроты зрения (приблизительно у каждого 6 школьники).

Нарушения осанки, в том числе сколиозы, также широко выявляются среди учащихся массовых школ, особенно 1-й ступени образования. За период обучения от начальных классов к старшим распространенность сколиозов увеличивается в 3,5-4 раза.


В современном мире дети испытывают колоссальные нагрузки, в том числе в школе, при этом сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:

  • интенсификация образовательного процесса;
  • компьютеризация обучения;
  • применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;
  • существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;
  • учебный стресс.


Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, а старшеклассников - 12-15 ч.

К тому же, сидение за гаджетами и малоактивный образ жизни усугубляют проблему, ребенок меньше спит, вместо подвижных игр - компьютерные, как следствие -гиподинамия. Проявляется все это быстрым утомлением, изменением артериального давления, неврозами.

Таким образом, правильная организация учебного процесса, соблюдение санитарно-гигиенических требований, делающие условия обучения оптимальными, поможет исключить ряд проблем со здоровьем у подрастающего поколения.

Такие условия обеспечиваются администрацией учреждения, в котором пребывает ребенок: детского сада (требования устанавливаются СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"), школы (СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), учреждения дополнительного образования, спорта.

Такие условия должны обеспечиваться и родителями.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word