Загородные оздоровительные учреждения. Часть 2: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию


Огромное значение на качество отдыха ребенка в детском оздоровительном учреждении оказывают условия проживания. Согласитесь, ребенок, привыкший к комфортным домашним условиям, не будет хорошо чувствовать себя, если содержание помещений лагеря оставляет желать лучшего. Поэтому рассмотрим требования, предъявляемые к зданиям оздоровительного учреждения и их содержанию.

При проектировании детских оздоровительных лагерей здания для проживания детей должны иметь этажность не выше двух. Входы в здания круглогодичного функционирования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами.

Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.Площадь спальных помещений предусматривается из расчета не менее 4 м2 на ребенка. Во вновь строящихся зданиях вместимость спальни должна быть не более 5 мест.

Набор и площади помещений для кружковых занятий и секций должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям дополнительного образования детей.

Площади и оборудование помещений, в которых используются персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Набор помещений спального корпуса включает:

  • спальные комнаты;

  • комнаты воспитателя;

  • помещения для дневного пребывания детей;

  • умывальные с мойками для ног;

  • душевые с раздевальными отдельно для мальчиков и девочек;

  • помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря,

  • приготовления дезинфекционных растворов - одно на отряд (или жилой корпус); помещение постирочной, оборудованной подводкой воды, сливом, тазами для стирки вещей и скамьями;

  • помещение гладильной; помещение для сушки одежды и обуви; место для хранения обуви, оборудованное полками или стеллажами.


Спальные комнаты

  • должны быть отдельными для мальчиков и девочек и оборудованы стационарными кроватями.

  • в каждой спальне рекомендуется устанавливать тумбочки, стулья (табуреты), стол, шкаф (шкафы) для хранения одежды и обуви.

  • мебель должна иметь покрытие, позволяющее проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

  • допускается использование двухъярусных кроватей при условии соблюдения нормы площади на одного ребенка и числа проживающих в комнате.

  • каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и 3 полотенцами (для лица, ног и банное). Общее количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица, ног, банным) должно быть не менее 2 комплектов на одного ребенка, отдыхающего в смену.

Окна помещений спален оборудуются солнцезащитными устройствами (типа жалюзи) или шторами.

В помещениях столовой, спален, игровых, медицинского назначения устанавливаются москитные сетки на окна и распашные двери или проводятся другие мероприятия, направленные на предотвращение проникновения насекомых в помещения.

В зданиях для проживания детей обеспечиваются условия для просушивания верхней одежды и обуви, стирки и глажения.


Помещения санитарно-бытового назначения для детей

  • предусматриваются раздельными для мальчиков и девочек,

  • каждая туалетная комната оборудуется умывальниками и туалетными кабинами с дверями.

  • рекомендуется предусматривать комнаты личной гигиены девочек, оборудованные гибким шлангом, умывальником, поддоном, сливом.

Туалеты оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Стирка личных вещей проводится в постирочных или в умывальных комнатах в специально выделенных и промаркированных для этих целей тазах. Помещения постирочных оборудуются подводкой воды, сливом, скамьями.


Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов оборудуется поддоном и подводкой к нему воды, сливом; при отсутствии помещения выделяется шкаф (или место) для хранения уборочного инвентаря. ВАЖНО! Уборочный инвентарь и дезинфицирующие средства хранятся в недоступном для детей месте.


Медпункт. При проектировании помещений медицинского назначения (медицинского пункта) предусматриваются палаты для временной изоляции больных (изолятор).

В медицинском пункте предусматриваются помещения: кабинет врача площадью не менее 10,0 м2; процедурный кабинет площадью не менее 12,0 м2; комната медицинской сестры не менее 10,0 м2, помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенного для помещений медицинского назначения, туалет с умывальником.

В изоляторе предусматриваются не менее двух палат (для капельных и кишечных инфекций), площадью из расчета на 1 место не менее 6 м2. В составе помещений изолятора предусматриваются: туалет с раковиной для мытья рук, а также буфетная площадью не менее 6 м2 с 2 моечными раковинами для мойки посуды.

Отделка помещений медицинского пункта должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность согласно санитарным правилам СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

При строительстве и эксплуатации бассейна должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.

В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.

Здания загородного оздоровительного учреждения следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Все системы должны находиться в рабочем состоянии.

Оптимальная температура воздуха: в спальных помещениях составляет +20 ... +24 °C, допустимая - не ниже +18 °C; в столовой, рекреациях, вестибюле, помещениях культурно-массового назначения и для занятий +18 ... +24 °C; спортивных залах - +17 ... +20 °C, душевых - не менее +25 °C.

Освещение. Не используются в одном помещении в качестве общего освещения одновременно лампы разного типа. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собираются и хранятся в специально выделенном помещении и вывозятся с соблюдением требований по обращению с ртутьсодержащими отходами.

Генеральная уборка территории и всех помещений проводится перед началом каждой смены с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Влажная уборка проводится техническим персоналом во всех помещениях пребывания детей 2 раза в сутки с применением моющих средств. Оконные стекла моются по мере их загрязнения, но не реже 1 раза в смену.

Уборку туалетов с применением дезинфицирующих средств необходимо проводить по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу. Уборочный инвентарь для туалета (ветошь, ведра, щетки) маркируется и хранится в туалетной комнате в специальном шкафу или в отведенном месте. Уборочный инвентарь (щетки, ветошь, ерши) моется, дезинфицируется, прополаскивается и сушится. Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в таре изготовителя или в промаркированных емкостях.

Банные дни для детей проводятся не реже 1 раза в 7 дней, но возможность помывки детей в душе должна быть предоставлена ежедневно(обувь, полотенце, мыло, мочалка должны быть индивидуальными).

Постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла, спальные мешки) 1 раз перед летним сезоном следует выколачивать, проветривать, просушивать на воздухе или подвергать химической чистке.

Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

В помещениях детского оздоровительного лагеря не должно быть насекомых и грызунов. На территории и в помещениях детского оздоровительного лагеря должны проводиться дератизационные и дезинсекционные мероприятия.

Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. -уборка не менее одного раза в сутки.

Мусор собирается в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируются разрешенными для этих целей средствами. Медицинские отходы, относящиеся к классу Б (эпидемиологически опасные отходы), обеззараживаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word