Воздушно-тепловой режим в учреждениях для детей и подростков

Продуктивная учебная деятельность школьников, правильное развитие детей и подростков, состояние их  здоровья во многом зависят от факторов среды, в которой ребенок проводит большую часть времени. Речь в данной статье пойдет о факторах окружающей  среды в помещениях детских и подростковых учреждений, то есть школах и детских садах.

В помещениях за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха, изменяется его химический состав. Это естественно, поскольку происходит  выделение продуктов жизнедеятельности находящихся в помещении людей и выделений химических веществ из отделочных материалов. Кроме того,  изменяется ионный состав воздуха, возрастает бактериальная обсемененность. Одновременно с ухудшением ионного состава, в закрытых помещениях возрастает концентрация углекислого газа.  Все эти изменения среды обитания школьников могут оказывать неблагоприятное влияние на организм ребенка: ухудшать работоспособность, вызывать появление головных болей, вялости, риска заболеть вирусным заболеванием. Химические компоненты воздуха могут вызывать аллергические реакции, оказывать раздражающие  действие.  Изменение физических свойств воздуха, в частности,  повышение  или понижение его температуры, отражается на функционировании системы терморегуляции, что особенно важно у маленьких детей при  еще недостаточном развитии этой системы организма. Отклонение параметров микроклимата в ту или другую сторону нарушает состояние теплового равновесия организма и может вызвать предпосылки для возникновения различных заболеваний.

Поэтому необходимо выполнять санитарно-эпидемиологические требования к микроклимату и воздуху закрытых помещений в учреждениях детства и школах. 

Требования  микроклимату и воздуху закрытых помещений установлены следующими документами:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  • ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»

Чтобы избежать негативных воздействий на организм ребенка со стороны факторов окружающей его среды, данными документами нормируются определенные параметры, а именно,  оборудование системами централизованного отопления и вентиляции помещений, использование  отделочных материалов, безвредных для здоровья детей, запрет на использование древесно-стружечных плит для оформления ограждений,  переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением.

Следует обращать внимание на температуру воздуха, которая   в помещениях для детей и подростков дифференцируется в зависимости от назначения помещения, возраста детей и должна составлять 18 - 24 °C:

  • в спортзале, комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C;
  • спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C;
  • медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C.

В связи с этим,  для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Немаловажными параметрами являются также относительная влажность воздуха, которая должна составлять 40 - 60 %,  и  скорость движения воздуха (не более 0,1 м/сек.)

Нельзя пренебрегать таким достаточно эффективным мероприятием, как проветривание помещений.

В помещениях спален детских дошкольных учреждениях  сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

  • в холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
  • в теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка)

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, продолжительность которого определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Во время перемен проветриваются учебные помещения, во время уроков -  рекреационные помещения.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Во время занятий в зале открывается одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше  +  5 °C и скорости движения ветра не более 2 м/с.

  • при более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг.
  • при температуре наружного воздуха ниже  - 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами -     5 - 10 минут.
  • при достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Для некоторых помещений необходимо предусматривать отдельные системы вытяжной вентиляции: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

В мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты,  оборудуется механическая вытяжная вентиляция.

Не следует пренебрегать  данными требованиями, так как поначалу невидимые изменения состояния здоровья ребенка, связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды, могут перерасти в серьёзную проблему,  как для процесса усвоения учебного материала, так и для  физиологического состояния всех органов и систем подрастающего поколения.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word