Подготовка старшеклассников к экзаменам. Советы гигиениста


Подошла к концу самая длинная, третья четверть учебного года школьников. Не за горами и четвертая, самая короткая, но самая интенсивная в плане нагрузок на организм школьника, особенно если этот школьник - старшеклассник, ученик 9 или 11 класса. Идет подготовка к сдаче экзаменов - ГИА (государственная итоговая аттестация): ОГЭ для учащихся 9 классов, ЕГЭ - для учащихся 11 классов.

Конечно, каждая школа, лицей, гимназии несет ответственность за качество подготовки будущих выпускников. Но в этот тяжелый для детей период велика роль и родителей, которые должны быть всегда рядом, чтобы помочь преодолеть ребенку эту высокую планку и не навредить здоровью.

Вот основные моменты, на которые должны обратить внимание родители:

Режим дня.

В период подготовки к экзаменам очень важное значение приобретает режим дня школьника. Родителям необходимо следить, чтобы у детей не было перегрузок. У ребёнка должна быть возможность отдыха, смены видов деятельности.

В период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических ритмах человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следует оставить свой режим дня прежним, внести лишь некоторые коррективы.

Например, компьютерные игры и просмотр телепередач только увеличивают усталость. Лучше найти такую форму отдыха, которая не переутомляет: прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, уборка комнаты, различные домашние поручения.

Иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Спокойно объясните ребенку, что физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть.

Для нормальной работоспособности детского организма важно, чтобы ребёнок высыпался. Дети, торопясь выучить предмет, часто пренебрегают сном, после чего быстрее устают, становятся беспокойными и раздражительными. Не рекомендуется увеличивать учебную нагрузку за счёт ночного сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека.

Поэтому сокращение сна может привести к вялости, апатии,  плохому психологическому самочувствию, и как следствие, к снижению работоспособности, что просто недопустимо. Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна.

Режим питания

Необходимо обратить внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов и микроэлементов. Ребенок не должен быть голодным, для того чтобы процесс усвоения учебной программы был эффективным, он должен правильно питаться. Кроме того,  переедание, или наоборот, отказ от еды, не в меру острая, жирная, сладкая пища дает нагрузку на желудочно-кишечный тракт,  что обязательно отрицательно скажется на работе мозга. Рекомендуется четырёхразовое питание. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, животных и растительных жиров, углеводов,  витаминов и микроэлементов. Калорийность и энергетическая ценность употребляемой пищи должна соответствовать возрастным особенностям.

Недостаток воды в организме резко снижает скорость нервных процессов.  Можно пить просто чистую водопроводную воду или воду промышленного производства, расфасованную в емкости, а также свеже-  приготовленные морсы, компот из  фруктов, ягод, соки, чай.

Клеткам мозга нужны углеводы, которые содержатся во фруктах и сухофруктах, злаковых, крупах,  хлебе из муки грубого помола, овощах и бобовых. Это лучше, чем конфеты, которые, возможно, станут еще и источниками транс-жиров.

Но углеводы вызывают лишь кратковременный прилив сил. Обеспечить организм энергией, высвобождающейся постепенно и равномерно помогут блюда из круп, из мяса и субпродуктов (печень).

 Минеральные вещества необходимые для питания мозга: сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Они содержатся в  мясе, птице, рыбе, молоке, твороге, хлебе, бобовых, шпинате, цельных зернопродуктах, яичном желтке, луке,

Фосфор: бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис, грецкие орехи.

Сера: капуста, морковь, огурцы, чесноке, инжир, лук, картофель.

Источником цинка являются пророщенная пшеница, и пшеничные отруби.

Магний: миндаль, салат-латук, оливки, картофель, тыква, слива, грецкие орехи, цельные зерна пшеницы.

Железо: фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, апельсины, горох, ананасы, помидоры, рис.

Из этого перечня можно выбрать продукты, которые вам по душе и по вкусу, но обязательно включайте их в питание старшеклассника.

На завтрак лучше съедать молочную кашу, бутерброд с маслом, сыром,  изделия творожные, в том числе творожные сырки, из напитков  - чай, какао-напиток или кофейный напиток с сахаром, в том числе,  с молоком.

В обед: желательно выпить чашку бульона или съесть суп, борщ,  а на второе обязательно съедать блюдо из мяса или рыбы.

На полдник: йогурты, мюсли с молоком или йогуртом, сок, печенье, вафли, фрукты.

Ужин: на ужин подойдут овощные блюда, вторые блюда (мясо, рыба или птица), кисломолочные и другие (чай, сок, кисель) напитки, творог

Условия  для занятий

Необходимо обеспечить дома удобное рабочее место для занятий, чтобы никто не мешал старшекласснику. Для поддержания правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место школьника мебелью в соответствии с его ростом и возрастом, очень важно во время занятий сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Необходимо обеспечить школьнику рациональное естественное и искусственное освещение рабочего места, не забывая при этом упражнения для органа зрения, который несет в это время значительную нагрузку.

Для глаз в это время обязательна гимнастика - офтальмотренаж: быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5, крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

Учить материал лучше всего с утра, до 12-00 - 13-00 часов дня. После чего следует пообедать и провести пару часов на свежем воздухе, постараться при этом думать на отвлеченные темы, чтобы отдохнуть. После прогулки продолжить занятия, делая перерыв на отдых. Не засиживайтесь допоздна, так как материал, если ребенок устал, не усвоится, и время будет потеряно зря.

Правильно организованный режим труда и быта школьника является важным фактором, так как от способности организма переносить нагрузки зависит многое, в том числе, успех ребенка при сдаче экзаменов.

Психоэмоциональный настрой.

Он во многом зависит от родителей. Их основная задача - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка. Его следует поощрять, поддерживать. Помните, ваше спокойствие помогает справиться ребенку со своим волнением.

Не  следует пугать ребенка, угрожать ему негативными перспективами в случае не сдачи экзамена.  Это, отнюдь, не мотивирует школьника к освоению материала.

Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за возникшие при сдаче «пробников» неудачи.   Подбодрите его, попробуйте выяснить, какие вопросы поставили его в тупик, чтобы  подтянуть «хвосты», ведь немного времени еще есть.

И последнее. Как бы вы не устали, следите за тем, что делает ребенок в ночные часы. Настойчиво требуйте от него использовать время сна по прямому назначению.

От настроя родителей зависит и настрой детей.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы