Условия воспитания и обучения детей и подростков


Многочисленными исследованиями установлено, что личность ребенка может развиваться гармонично только в комфортных условиях Развитие интеллектуальной сферы находится в прямой зависимости от состояния эмоционально-волевой сферы. Детское население школьного возраста подвергается воздействию многообразных факторов среды обитания, которые рассматриваются,  как возможные причины формирования неблагоприятных изменений в организме ребенка.

Помимо факторов образа жизни ребенка, таких как  жилищно-бытовые условия, состав семьи и психосоциальная семейная обстановка, режим дня (сон, прогулки, физическая активность), регулярность, режим и качество питания, решающее значение на организм ребенка оказывают факторы внутришкольной среды, а именно: организация учебного процесса, оборудование учебных помещений, режим дня и организация питания школьника.

Рациональная, гигиенически правильная организация педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях невозможна без соблюдения условий, в которых проводится обучение и воспитание школьников. Организация педагогического процесса должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Основополагающим принципом нормирования различных видов образовательной деятельности детей является соответствие учебных нагрузок возрасту, полу, состоянию здоровья и морфофункциональному состоянию ребенка.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» проводит гигиеническую оценку расписаний уроков в образовательных учреждениях. Это процедура, которую ежегодно проходят все учебные заведения перед началом нового учебного года и которая,   зачастую,  показывает превышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков в день. В расписании уроков довольно часто не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Отмечаются случаи проведения сдвоенных уроков, что в начальных классах недопустимо. Наиболее трудные и утомительные предметы поставлены в дни с низкой работоспособностью.  Разумеется, такие документы возвращаются на доработку. Однако, всегда есть риск того, что,  получив экспертное заключение о соответствии расписания уроков санитарно-гигиеническим требованиям, образовательное учреждение применяет другое, более адаптированное к режиму работы и кадровому составу педагогического коллектива, но никак не к здоровью ребенка.  И в данном случае уже включаются специалисты, уполномоченные на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Нецелесообразно составленное расписание занятий в учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях усугубляется нарушениями режимных моментов: недостаточная длительность больших перемен, неудачная организация физкультминуток на уроках, отсутствие перерыва между обязательными и факультативными занятиями не обеспечивают снятие утомления и восстановления работоспособности школьников в достаточной мере.

Кроме  организации педагогического процесса,  большое значение имеет оборудование рабочего места учащегося учебной мебелью (за партой или столом) в соответствии с его ростом и возрастом.

Обеспечение детской мебелью, соответствующей росту и возрасту учащихся, является важной составляющей в профилактике зрительного утомления и напряжения аккомодации, сохранения оптимальной рабочей позы и правильной осанки.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в рамках выполнения государственного задания, обеспечивая деятельность Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, проводит обследование  общеобразовательных учреждений с целью оценки размеров учебной мебели и технических средств обучения на соответствие их   санитарным требованиям. 

Так, в 2017 году специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» обследовано 460 детских и подростковых учреждений, проведено 8895 замеров ученической мебели. Оценка технических средств обучения проведена в 156 организациях. Результаты измерений переданы в надзорный орган.

Во всех помещениях общеобразовательной организации должны  обеспечиваться уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Так, специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» обследовано в 2017 году 363 общеобразовательных учреждения, проведено 4253 замеров уровней искусственной освещенности. Результаты измерений переданы в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.

Огромное внимание при обеспечении санитарного надзора за  общеобразовательными организациями уделяется вопросам организации горячего питания школьников.

В компетенцию специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» проведение лабораторных исследований пищевых продуктов, отобранных на пищеблоках  общеобразовательных учреждений. Исследованию подлежат также рационы питания  с определением в них пищевой и энергетической ценности.

Всего в 2017 году специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» на пищеблоках общеобразовательных учреждений отобрано 827 образцов готовых блюд на микробиологические показатели. Все результаты переданы в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.

Количество исследованных обедов на калорийность и химический состав составило 178 проб.

В заключение, необходимо отметить, что существующие недостатки организации учебного процесса,  отсутствие в учебных классах школьной мебели, соответствующей росту и возрасту учащихся, недостаточное естественное и искусственное освещение учебных классов могут вызвать глубокие сдвиги и неблагоприятные последствия на функциональное состояние учащихся общеобразовательных учреждений. А исследованиями в области охраны здоровья детей и подростков, установлено, что учащиеся лицеев, гимназий имеют еще большую статическую нагрузку, не обеспечены полноценным режимом труда и отдыха, испытывают значительное психологическое давление технологий обучения, не учитывающих физиологических возможностей и особенностей ребенка, и, соответственно, чаще имеют неблагоприятное воздействие факторов внутришкольной среды.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word