Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья детского населения городов


Детское население крупных городов подвергается воздействию многообразных факторов среды обитания, которые рассматриваются как возможные причины формирования неблагоприятных изменений в организме ребенка.

При изучении факторов развития риска заболеваний большое внимание уделяется факторам образа жизни: жилищно-бытовым условиям, составу семьи и психосоциальной семейной обстановке, вопросам режима дня (сон, прогулки, физическая активность), регулярность, режим и качество питания.

Режим дня учащихся общеобразовательных школ имеет следующие неблагоприятные особенности:

- около 60 % детей не занимаются регулярной физической активностью, гимнастикой;

- половина детей 6 - 7 лет не имеют дневного сна;

- около 4 % младших школьников питаются 1-2 раза в сутки, 20 % детей младших классов употребляют молоко и молочно-кислые продукты в недостаточном количестве.


Условия обучения младших школьников.

Рациональная, гигиенически правильная организация педагогического процесса невозможна без соблюдения условий, в которых проводится обучение и воспитание школьников.

К наиболее часто встречающимся нарушениям санитарно-эпидемиологических требований содержания общеобразовательных учреждений относятся:

- отсутствие в учебных классах достаточного набора школьной мебели, соответствующей росту и возрасту учащихся;

- отсутствие распределения школьников на физкультурные группы в соответствии с их состоянием здоровья;

- отсутствие в кабинетах информатики специальной мебели и нецелесообразная организация и оборудование рабочих мест с использованием компьютерной техники;

- отсутствие или малая площадь физкультурного зала, малые площади раздевалок и отсутствие помещений гигиенического назначения (душевые, санузлы) при спортивных залах;

-   несоответствие площади учебных помещений на одного учащегося;

-   недостаточное естественное (из-за неправильной ориентации помещений) и искусственное освещение;

-   недостаточный набор и оборудование помещений медицинского назначения;

-   недостаточный набор и оборудование помещений столовых;

-   отсутствие спален для групп продленного дня и помещений для кружковой работы.

Обеспечение детской мебелью, соответствующей росту и возрасту учащихся, является важной составляющей в профилактике зрительного утомления и напряжения аккомодации, сохранения оптимальной рабочей позы и правильной осанки.

Организация педагогического процесса должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Основополагающим принципом нормирования различных видов образовательной деятельности детей является соответствие учебных нагрузок возрасту, полу, состоянию здоровья и морфофункциональному состоянию ребенка.

В ряде учреждений гимназического типа прием детей в 1-й класс осуществляется при условии успешного тестирования ребенка: определение интеллекта, арифметический счет, определение параметров кратковременной и долговременной памяти.

Следует отметить, что,  хотя названные тесты проводятся при участии школьных психологов, многие из них могут применяться лишь со среднего и старшего возраста.

Кроме того, подобное тестирование противоречит санитарному законодательству и законодательству в сфере образования и не учитывает анатомо-физиологических особенностей поступающих в школу.

Гигиеническая оценка расписания занятий в общеобразовательных школах показывает превышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков в день. В расписании уроков не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Отмечаются случаи проведения сдвоенных уроков, что в начальных классах недопустимо. Наиболее трудные и утомительные предметы поставлены в дни с низкой работоспособностью.

Нецелесообразно составленное расписание занятий в учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях усугубляется нарушениями режимных моментов: недостаточная длительность больших перемен, неудачная организация физкультминуток на уроках, отсутствие перерыва между обязательными и факультативными занятиями не обеспечивают снятие утомления и восстановления работоспособности школьников в достаточной мере.

Таким образом, существующие недостатки организации учебного процесса могут вызвать глубокие сдвиги и неблагоприятные последствия на функциональное состояние учащихся общеобразовательных учреждений. Кроме того,   учащиеся лицеев, гимназий имеют значительную статическую нагрузку, не обеспечены полноценным режимом труда и отдыха, испытывают значительное психологическое давление технологий обучения, не учитывающих физиологических возможностей и особенностей ребенка, чаще имеют неблагоприятное воздействие факторов внутришкольной среды. Подобная организация занятий  в лицеях и гимназиях приводит к раннему развитию признаков значительного утомления и приводит к снижению работоспособности на уроках.

В заключение необходимо отметить - многочисленными исследованиями установлено, что личность может развиваться гармонично только в комфортных условиях при отсутствии воздействия на организм неблагоприятных факторов среды обитания. Развитие интеллектуальной сферы находится в прямой зависмости от состояния эмоционально-волевой сферы.

Попытки сократить дошкольный период детства, заменить деятельность дошкольного возраста на учебную и образовательную деятельность нарушают возможность индивидуального развития ребенка, ведут к нарастанию психического напряжения, не способствуют гармоничному физическому созреванию и формированию личностных особенностей.

 

 

 

 






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы