Детский летний отдых, как этап подготовки к новым учебным нагрузкам. Критерии эффективности оздоровления детей


Дети - наше будущее! Здоровое поколение - залог сильной и крепкой страны. Обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ.

Здоровье детей подвержено не меньшим рискам, чем здоровье взрослых людей. В мире глобальных загрязнений молодые организмы окружают агрессивные факторы внешней среды. Вот почему так важно проводить комплексные мероприятия по оздоровлению детей. Необходимы предварительные меры, направленные на закаливание и развитие внутренних систем. Если этого не делать, то риски нарушения здоровья очень велики.

Учебные нагрузки, несбалансированное питание и другие неблагоприятные факторы приводят к напряжению эмоциональных сфер детей, истощению адаптационных резервов. В большей степени это проявляется в конце учебного года.

Чтобы этого не произошло, ежегодно в стране стартуют оздоровительные кампании,  организация которых - одно из приоритетных направлений в деятельности службы.

Летний отдых - своего рода подготовка детского организма к новым учебным нагрузкам.

И важным звеном в системе оздоровления детского населения является пребывание детей в загородных стационарных учреждениях отдыха. Рациональное питание, пребывание детей на свежем воздухе лесных и лесо-парковых зон, различные мероприятия, организуемые для детей организациями, осуществляющими деятельность по организации детского летнего отдыха благоприятно сказываются на здоровье ребенка, подготавливая детский организм для нового этапа учебы.

Отдых и оздоровление детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).

 И для того, чтобы анализировать эффективность оздоровления детей, существуют специальные методики.

11.05.2018 Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены методические рекомендации "Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей" МР 2.4.4.0127-18, которые заменили несколько устаревшую методику 2010 года.  

Методические рекомендации распространяются на стационарные организации отдыха и оздоровления детей с продолжительностью смены не менее 21 дня и предназначены для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей и медицинских работников стационарных загородных организаций отдыха и оздоровления детей.

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления и предусматривают проведение обязательных медицинских осмотров всех детей в начале и в конце оздоровительной смены с оценкой эффективности оздоровления.

В чем суть метода?

Оценку эффективности оздоровления детей, отдохнувших в стационарных организациях отдыха и оздоровления, проводят по результатам медицинских осмотров в начале смены и при ее окончании. Анализируются физическое развитие и подготовленность, функциональное состояние организма, заболеваемость. Проставляются определенные баллы.

Проводятся измерения роста, массы тела, мышечной силы и функции внешнего дыхания - ЖЕЛ (жизненная емкость легких), а затем, с помощью критериев эффективности оздоровления.

Оценке подлежит сумма баллов по каждому ребенку, выраженная в показателях эффективности оздоровления. Если суммарно ребенок (по измерениям роста, массы тела, мышечной силы и функции внешнего дыхания) набрал за оздоровительную смену "12 - 16 баллов" - эффективность оздоровления считается высокой; "6 - 11 баллов" - эффективность оздоровления признается низкой; "менее 6-ти баллов" - оздоровительного эффекта нет.

Каждый родитель может направить  запрос на предоставление результатов оценки эффективности оздоровления своего ребенка за смену с указанием показателей роста, массы тела, результатов динамометрии и спирометрии на начало и окончание смены, а также балльную оценку результатов эффективности оздоровления.

Но не только антропометрические показатели являются критерием оценки эффективности оздоровления. Критерием также являются следующие факторы:

  • Соблюдение организацией обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей
  • соблюдения гигиенических требований к условиям проживания в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13
  • соблюдения гигиенических требований к организации питания
  • организации водоснабжения и питьевого режима в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13
  • условия реализации программ дополнительного образования
  • реализации лечебно-оздоровительных и закаливающих процедур в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13

По каждому фактору высчитывается поправочный коэффициент, а затем и суммарный поправочный коэффициент, где за основу берется количество ответов с формулировкой «нет» по каждому фактору.

Эффективность организации оздоровления детей стационарной загородной организации отдыха и оздоровления детей, выраженная в показателях недополученного оздоровительного эффекта, вследствие регистрируемых во время смены нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, оценивается территориальными органами Роспотребнадзора по каждой стационарной организации отдыха и оздоровления детей, а также в целом по субъекту Российской Федерации.

Итоговые результаты оценки эффективности оздоровления, а также показатели недополученного оздоровительного эффекта (в %), обусловленного нарушениями санитарных норм и правил, Технических регламентов Таможенного Союза, рекомендуется направлять в адрес областной и муниципальных оздоровительных комиссий для принятия действенных управленческих решений и изучения положительных практик, так как  цель оздоровительной кампании - достижение  максимального оздоровительного эффекта для ребенка.

Это отразится в дальнейшем  на его образовательной деятельности в школе. Чем выше оздоровительный эффект, тем выше его физическое развитие.

Следует отметить еще один положительный эффект от пребывания ребенка в лагере - общение с незнакомыми ребятами в неформальной обстановке лагеря. Все это дает возможность развивать умение знакомиться, общаться. В лагере есть возможность коммуникаций со старшими людьми (вожатыми) вне рамок привычного системного поведения. Жизнь в лагере учит самостоятельности не только в бытовом отношении, но и в эмоциональном (самостоятельность принятия решений).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы