Образование для всех. Образовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Сегодня тема нашего разговора - санитарно-эпидемиологические требования к образовательным  организациям, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие инклюзивного образования - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Требования к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ОВЗ для обучающихся: глухие, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся; слепые и слабовидящие обучающиеся; обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), со сложными дефектами.

Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях для обучающихся с ОВЗ при предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях. Допускается подвоз обучающихся с ОВЗ транспортом, оборудованным для перевозки детей с ОВЗ. На территории организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуется место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся.

Двери входов в здания и помещений при открывании не должны создавать препятствия для прохода детей.

В зданиях образовательных организаций детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматриваются специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила (на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м), пандусы, лифты, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания; специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов.

Размещение помещений для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать возможность удобного перемещения детей-сирот внутри здания.

В учебных помещениях для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, может быть увеличено расстояние между рядами парт (столов, конторок). В помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель. При необходимости для использования в классе размещается многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальными регулируемыми креплениями для формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду, при проведении индивидуальных занятий во время урока. При использовании звукоусиливающей аппаратуры предусматривается звукоизоляция перекрытий и стен.

В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен. Для слепых и слабовидящих обучающихся одноместные универсальные парты (столы) с регулируемыми параметрами устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске.

Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров, унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками. В кабине рядом с унитазом необходимо предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. В универсальной кабине следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Санитарными правилами также устанавливаются требования к организации образовательной деятельности и режиму дня обучающихся с ОВЗ. При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Немаловажным фактором при обучении детей с ОВЗ является подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Важно понимать, что, какими бы разными дети  ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, все они должны иметь равные возможности для полноценного развития и жизни.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word