Профессиональное образование. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования


Что такое среднее профессиональное образование?

В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) - это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессиям или специальности.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  • Колледжи - это средне-специальные учебные заведения, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки;
  • Училища и техникумы - средне-специальные учебные заведения, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Требования к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Настоящие санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального и среднего профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров.

Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.

Учебные здания учреждений начального профессионального образования предусматривают высоту не более 4-х этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую.

Состав учебных помещений включает следующие группы: кабинеты и лаборатории общеобразовательного цикла, групповые и лекционно-поточные аудитории, кабинет информатики и ЭВТ.

Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории, учебно-производственные мастерские. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы).

В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.

Производственное обучение и практику на первом году обучения проводят преимущественно в мастерских учреждений НПО или учебных цехах, отвечающих гигиеническим требованиям, с широким использованием тренажеров, полигонов и технических средств обучения.

Для производственного обучения и практики  в организациях различных отраслей промышленности по профессиям, выделяют специальные участки или рабочие места с наиболее современной технологией и закрытыми производственными процессами, высоким уровнем механизации, отвечающие требованиям санитарных норм и правил для соответствующих отраслей, требованиям техники безопасности и охраны труда. Обучающихся не используют на подсобных работах, не входящих в программу профессиональной подготовки, а также связанных с постоянным переносом и передвижением тяжести.

Санитарными правилами  установлены требования к организации учебно-производственного процесса.

Построение гигиенически рационального учебно-производственного процесса основывается на соответствии суммарной учебно-производственной нагрузки возрастным особенностям и возможностям организма обучающихся. Оптимальный режим, обеспечивающий высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья, предусматривает необходимое чередование труда и отдыха, смену различных видов деятельности, определенную длительность учебы и работы для подростков разного возраста с учетом условий обучения, эффективное использование свободного времени, средств физического воспитания.

При организации учебного процесса необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся, степень сложности усвоения учебного материала:

- занятия по трудным для усвоения предметам теоретического обучения следует проводить в дни и часы более высокой работоспособности обучающихся, чередуя их с занятиями по другим предметам: в понедельник или субботу рекомендуется включать в расписание не более двух уроков по трудно усваиваемым предметам, в дни высокой работоспособности (вторник, среда) - три-четыре;

- для изучения теоретических предметов профессионально-технического цикла следует выделять 2 - 4-й часы, так как занятия этого цикла являются для обучающихся более утомительными, чем по общеобразовательным предметам, особенно в первый год их изучения;

- на начальном этапе освоения профессиональных навыков для производственного обучения необходимо отводить дни высокой работоспособности (кроме понедельника и субботы);

- занятия по одному предмету должны проводить с интервалом один-два дня, но не реже, чем 1 раз в 3 дня;

- необходимо предусматривать чередование общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в течение учебного дня; проведение сдвоенных уроков разрешается по всем предметам, кроме уроков физкультуры в залах;

- при использовании сдвоенных уроков должны быть предусмотрены между ними 10-минутные перерывы на отдых;

- учебная нагрузка в последний день недели должна быть уменьшена либо за счет сокращения продолжительности учебного дня, либо за счет включения предметов меньшей сложности для усвоения;

- в целях профилактики переутомления и поддержания работоспособности обучающихся рекомендуется организовывать плотность учебных занятий в пределах 60% - 80% учебного времени, с использованием наглядных пособий, технических средств обучения, самостоятельной работы;

- не рекомендуется использовать лекционное построение занятий на первых двух курсах обучения.

Требования к организации питания обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В соответствии с действующим законодательством обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования обеспечиваются при необходимости  местами в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций. Общежития учреждений НПО должны соответствовать требованиям санитарных правил СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».

Значимость среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена), особенно в последнее десятиление, отмечается, как российскими, так и международными экспертами.

Получение профессионального образования имеет большое значение для технологического развития отраслей экономики любого государства, позволяет сократить уровень молодёжной безработицы, повысить эффективность перехода от общего образования к современному рынку труда.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word