Мебель для школьника. Советы врача гигиениста


Состояние здоровья подрастающего поколения является одним из актуальных вопросов современного общества. Это обусловлено тем, что многие формы патологий формируются в детстве и здоровье взрослого поколения определяется здоровьем детей.

Здоровье детей рассматривается как важнейшая составляющая санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Здоровье детей и подростков - результат многих факторов, которое зависит от уровня физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, заболеваемости.

Для формирования правильной осанки у ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол таким образом, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступнёй опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Основные требования, предъявляемые к школьной мебели, изложены в санитарных правилах СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» и Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012.

Эти нормативные документы устанавливают требования к мебельной продукции и процессам ее использования в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды и жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Мебельная продукция должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она обеспечивала:

  • механическую безопасность;
  • химическую и санитарно-гигиеническую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • электрическую безопасность.

Каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве - на его государственном языке.

Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.

Маркировка должна быть четкой и содержать:

  • наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению;
  • обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
  • товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
  • наименование страны изготовителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем

      лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок;

  • срок службы, установленный изготовителем;
  • единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

Мебель детская, мебель для учебных заведений, и мебель для дошкольных учреждений в соответствии со ст. 6 технического регламента ТР ТС 025/2012 подлежит обязательной сертификации.

При выполнении домашних заданий, родителям не стоит рассчитывать, что уроки можно с успехом выполнить и за обеденным столом, сидя на табуретке.

Парта, стул и стол, за которыми сидит ребенок дома, должны также соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики, быть безвредными для здоровья.

Лучше всего им отвечает парта или стол ученический (для младших школьников), который обеспечен регулятором наклона поверхности рабочей плоскости (от 7° до 16°). Столешница предпочтительнее светлых тонов - матовая или с незначительным блеском.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Наличие спинки обязательно. Лучше всего, если стул будет «подвижным»: с возможностью регулировать высоту, а также углы наклона сиденья и спинки.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий, в том числе правильной безопасной школьной мебели, в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word