ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»
 

Детский отдых за пределами интернет-пространства

Летние каникулы - одна из самых благоприятных  возможностей ребенка не только отдохнуть от школьных нагрузок, но и оздоровить свой неокрепший и подверженный разным неблагоприятным факторам организм.

Один из таких неблагоприятных  факторов - интернет пространство, нашпигованное разного рода информацией, интересной для пытливого детского ума.

Современный ребенок, в отличие от своих родителей, знакомится с информационными технологиями еще в детстве.  И будучи трех-, четырехлетним карапузом, он  уже умеет включать и выключать электронную машину, нажатием одной кнопки отыскивать  ту или иную игру, а зачастую и скачивать её на электронный носитель. С одной стороны, интернет - важный элемент социализации детей, с другой - носитель разного рода информации, в том числе и вредной, которую развивающийся детский мозг впитывает в себя, как губка.

Интернет-контент оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, его умственное и физическое развитие. Погружаясь в интернет-пространство, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой он не в состоянии в силу возрастных особенностей.

Федеральным законом N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" на органы государственной власти возлагается обязанность принятия мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предполагает обеспечение информационной безопасности,  прежде всего детей.

Направлен на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе распространяемой посредством интернет-сети,  и Федеральный закон N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", во исполнении которого Минкомсвязью России 16.05.2019 разработаны "Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования",  которые вступают в законную силу с 01.07.2019 г.

Согласно данным МР  защита детей от негативной информации осуществляется посредством использования системы контентной фильтрации. Образовательные организации с целью недопущения обучающихся к негативной информации самостоятельно определяют свою политику в отношении персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в Интернет. Информация о порядке использования на территории образовательной организации таких устройств оформляется в форме соответствующего приказа с дальнейшим получением согласия родителей о снятии ответственности с руководителя организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства либо предоставления администрации организации права на время учебного процесса забрать устройство обучающегося.

Действующие нормативно-правовые акты, осуществление контроля за их исполнением со стороны уполномоченных органов, организация просветительской работы с детьми и их родителями, - предпринято все, зависящее от государства с целью исключения причинения  вреда здоровью ребенка, его физическому, психическому, духовному и  нравственному развитию   информацией, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и  здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства,  табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.

Ограничить интернетное пространство для ребенка во время каникул - это уже задача родителей. К сожалению, отпускное время работающих весьма ограничено, и ребенок остается один на один с многочисленными гаджетами.  Поэтому следует отдавать предпочтение организациям, осуществляющим деятельность по организации оздоровления и отдыха детей: загородным лагерям, детским площадкам, организованным при образовательных учреждениях и другим многочисленным организациям оздоровительного профиля.

Ведь основные задачи оздоровительных организаций, так хорошо сформулированные в Типовом положении о детском оздоровительном лагере, разработанном   Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164, увлекут ребенка далеко за пределы интернет-пространства:

-       организация содержательного досуга детей;

-       сохранение и укрепление здоровья детей;

-      создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе;

-    организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды;

-     воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;

-      формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;

-      привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности.