Гаджет-зависимость у детей


В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется  привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр. У ребенка формируется устойчивая связь - захотел развлечься - взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. И если еще в учебный год родители периодически отрывают его от светящихся экранов разных  калибров, то с наступлением каникул, мир и спокойствие воцаряются в доме. Тихо, спокойно, не досаждая родителям, ребенок на многие часы, дни, а иногда и сутки погружается в современный мир информационных технологий.

Купив ребенку компьютер или гаджет, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с подозрительными личностями не дружит, всегда под присмотром.

Но так называемое спокойствие для родителей  оборачивается для ребенка целой кучей проблем: страдает и физическое, и психическое здоровье несформированного тонкого детского организма.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем  у  него выше шансы стать зависимым. Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость - это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.  Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая зависимость (курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги).

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими детьми, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном, реагируетнервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением.

К физические отклонениям у детей, страдающих компьютерной зависимостью относятся нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье). 

В отношении работы за компьютером нужно соблюдать гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок. Для этого необходимо, чтобы  столы размещались таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева. Конструкция компьютера должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана видеодисплейного терминала. Стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног. Дизайн компьютера должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус компьютера, клавиатура и другие блоки и устройства компьютера должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4 - 0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. Конструкция видеодисплейного терминала должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.

Однако,  мы забываем, что чаще ребенок пользуется небольшими устройствами: айфонами, планшетами, телефонами, вред от которых существенно выше, чем от обычных компьютеров: еще больше напрягается зрительный анализатор из-за маленького экрана,  еще больше страдает опорно-двигательный аппарат, поскольку использовать мелкий гаджет можно в любой позе. И вот тут бдительность родителей начинает ослабевать: раз небольшой экран, значит, и проблема тоже небольшая. Увы, это всеобщее заблуждение.

       Для профилактики компьютерной зависимости нужно делать перерывы в занятиях на компьютере, гимнастику для глаз, посещать окулиста, приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки, установить специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми. Для ограничения пользования компьютером взрослым необходимо в процессе воспитания ребенка устраивать совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, лыжи, коньки, прогулки на свежем воздухе. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А иногда нужно просто сесть и поговорить по душам.

Использование же компьютера оставить для познавательных и  творческих целей.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word