Детская мебель. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников

При проведении медицинских осмотров у школьников всё чаще и чаще выявляются проблемы со здоровьем. И одной из наиболее распространенных патологий - нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. С каждым годом увеличивается число обучающихся с нарушением осанки, плоскостопием и другими отклонениями от нормы. Ортопеды утверждают, что у каждого третьего ребенка к 7-и годам уже есть подобные изменения в опорно-двигательном аппарате.

Причины проблемы ясны: век развитых технологий диктует свои условия жизни, как взрослым, так и детям. Учащиеся много времени проводят в школе и интенсивные интеллектуальные нагрузки переносятся домой, домашние задания школьники заканчивают поздним вечером. Ребенок практически весь день находится в вынужденном положении, сидя. Кроме того, новое поколение школьников большую часть времени проводит у телевизора или компьютера. Дети мало гуляют на свежем воздухе, часто болеют простудными заболеваниями. Современная одежда и неправильно подобранная обувь, особенно на очень высоких каблуках у девочек, также вносят свой отрицательный вклад. Как результат - проблемы со здоровьем, в том числе, нарушение осанки от степени «сутулость» до сколиотической осанки. Как следствие - перенапряжения мускулатуры при данной патологии и боли в области спины. Важно отметить, что при усугублении патологии, страдает весь организм школьника, ведь отклонение от нормы костно-мышечного аппарата приводит к смещению внутренних органов и как следствие, к нарушению их функций.

Как же решить проблему в правильном гигиеническом нормировании и комплексном подходе. Обращаем особое внимание на режим дня ребенка, предъявляем требования к школьной мебели и правильно подбираем мебель при организации рабочего места дома.

Режим дня должен быть построен таким образом, чтобы ребенок не утомлялся от однообразной деятельности: целесообразно чередовать умственную и физическую нагрузку. Так что записываем своего ребенка в спортивные секции и обязательно отправляем на прогулки перед сном. Особое внимание уделяем соблюдению правильного режима дня для младших школьников. В начальной школе на уроках необходимо проводить физкультминутки, в том числе, включающие гимнастику для пальцев рук.

Прямое влияние на состояние осанки ребенка оказывает школьная мебель, именно поэтому она должна отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям.

Такие требования установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 025/2012) «О безопасности мебельной продукции».

Согласно санитарным правилам каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой, столом, игровыми модулями и другим оборудованием) в соответствии с его ростом и возрастом. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования (1-4 классы) должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см у парт 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста учащегося, должны соответствовать СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В целях профилактики нарушений осанки преподавателям необходимо воспитывать правильную рабочую позу у школьников с первых дней посещения занятий в школе. СанПиН 2.4.2.2821-10 содержит рекомедации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся. Ребенок должен сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под 90°, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Как и школьная мебель, «домашние» стол и стул должны соответствовать ростовым параметрам ребенка.

Помните, что правильно подобранная мебель является одним из залогов здоровья Ваших детей!






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word