Первый раз в первый класс

Школа - новый этап в жизни каждого ребенка и родителей. Особенно сложным и волнующим он будет для первоклассника. Как помочь ребенку справиться со стрессом, подготовить к учебе и организовать режим без ущерба его здоровью? - Рассказывает врач по общей гигиене.

Физическое развитие детей имеет свои закономерности: неравномерность темпа роста и развития , неодновременность роста и развития отдельных органов и систем.

На рост и развитие ребёнка влияют многие факторы: питание, двигательная активность, сон. Поэтому очень важным моментом является соблюдение режима. В режиме дня первоклассника должны обязательно предусматриваться: приёмы пищи, прогулка, дневной сон, подготовка домашних заданий, общественно-полезный труд, занятия в кружках и секциях.

Вот некоторые рекомендации родителям по каждому из перечисленных составляющих режима дня ребенка.

Питание

  • Приёмы пищи должны быть примерно в одно и то же время. При таких условиях организм как бы заранее готовится к приёму пищи (выделяется желудочный сок, сок поджелудочной железы и др.) и пища лучше усваивается.
  • Промежутки между приёмами пищи должны быть не более 4-х часов.
  • Очень важны завтраки, заряжающие организм энергией на весь последующий день.
  • Завтрак нужно планировать примерно на 7-8 часов (перед началом уроков в школе), обед - на 13 - 14 часов, полдник - на 16 - 17 часов, ужин - на 19 часов.

Двигательная активность

Ребёнок нуждается в движениях. Чем больше ребёнок двигается, занимается активным спортом, тем активнее растёт и тем лучше развивается головной мозг. Поэтому в режим дня первоклассника обязательно следует включать подвижные игры на свежем воздухе и занятия физической культурой.

  • После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении, для восстановления работоспособности, перед выполнением домашних заданий необходимо организовать отдых на свежем воздухе. Целесообразно, в режиме дня предусмотреть прогулку до обеда, длительностью не менее 1 часа.
  • Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.
  • В зимнее время полезно посещать с ребёнком каток, устраивать прогулки на лыжах.
  • В теплое время года - пробежки, различные игры: волейбол, баскетбол, теннис.
  • Рекомендуется также посещать с ребёнком плавательный бассейн. Это не только увеличивает двигательную активность ребёнка, но и сближает детей с родителями, вносит разнообразие в семейный отдых.

Сон оказывает важное влияние на развитие ребёнка. Во время ночного сна выделяется соматотропный гормон - гормон роста, который регулирует рост тканей, мышц и оказывает влияние на длину кости.

Ребёнок в возрасте 3-14 лет должен спать не менее 11 часов в сутки. Современные дети получают большой объём информации (трудные школьные программы, частое времяпрепровождение перед телевизором и компьютером и т.д.), в связи с чем участились случаи развития нервно-психических расстройств. Чтобы снизить нагрузку на головной мозг и психику, необходимо организовывать дневной сон продолжительностью не менее одного часа для детей в возрасте до 8 лет и ослабленных (часто болеющих) детей более старшего возраста.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:

  • на подготовку домашних заданий в режиме дня первоклассника следует выделить время после прогулки и обеда;
  • приготовление уроков нужно проводить на удобном рабочем месте,
  • мебель должна соответствовать росту ребёнка;
  • в первом классе обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий: ребенок должен постепенно привыкнуть к учебным нагрузкам;


Внешкольная деятельность

Экскурсии, занятия в кружках, секциях способствуют гармоничному развитию личности ребенка. Но и здесь важно не переусердствовать.

  • Рекомендуется посещение ребёнком не более двух секций или кружков.
  • Лучше, если это будут занятия в кружках или секциях разнонаправленного действия: один кружок или секция с двигательной активность (танцы, спорт), другой - со статическим характером (шахматы, кружок вязания, рисование и др.).
  • Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день.
  • Перерыв между занятиями в школе и занятиями в кружке (секции) должен быть не менее 1 часа.
  • Начало занятий в кружках должно быть не ранее 9 часов, окончание - не позднее 20 часов.

Просмотры телепередач и кинофильмов, времяпровождение за компьютером, для первоклассников, так же следует регламентировать режимом.

  • Следует ограничивать просмотр телевизора до 1 часа в день.
  • За компьютером первоклассники должны проводить не более 15 минут в день.

Таким образом, для нормального, гармоничного роста и развития ребёнка, необходимо составить и соблюдать примерный режим дня, в котором будут чередоваться все виды деятельности. Это позволит вашему ребенку и познать мир, и сохранить своё здоровье.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word