Безопасность учебных изданий

Вот и начался учебный год. И  в ранние утренние часы  теперь можно заметить одетых в строгую форму, с большими и маленькими рюкзаками за плечами  ребят, которые    подтягиваются  к школе.  Это школьники. Но иногда  их рюкзаки несоразмерно больше тех, кто их несет.

Ведь в них лежат учебники, источники знаний, к которым также предъявляются требования безопасности.

 Давайте проверим, соответствуют ли учебные издания вашего ребенка требованиям безопасности. Вот что рассказал врач по гигиене детей и подростков:

Требования к учебным изданиям установлены законодательством о защите прав потребителей и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011) и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

 

Гигиеническая характеристика учебного издания складывается из оценки качества  бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу, шрифтовому оформлению.  Как видим, не всё так просто.

 Приведем основные направляющие моменты, на которые стоит обратить внимание:

 1. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:

- начального образования (первая ступень) - 1 - 4 классы;

- основного образования (вторая ступень) - 5 - 9 классы;

- среднего образования (третья ступень) - 10 - 11 классы.

 Рекомендуется выпускать издания, содержащие информацию для одной возрастной категории. Учебники, учебные пособия, практикумы должны включать материалы, рассчитанные не более чем на:

    - 1 год обучения        для 1 класса;

    - 2 года обучения       для 2 - 6 классов;

    - 3 года обучения       для 7 - 11 классов.

 Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то такая продукция должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп.

 2. Вес издания должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и  не должен быть более:

    - 300 г           для 1 - 4 классов;

    - 400 г           для 5 - 6 классов;

    - 500 г           для 7 - 9 классов;

    - 600 г           для 10 - 11 классов.

 Учебник для 1 - 4 классов, предназначенный для работы только в классе, не должен весить более 500 г, при этом с обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

 Применение больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого ребенком  груза. Поэтому учебники, учебные пособия, практикумы могут быть изготовлены в мягкой обложке, главное чтобы материал был прочным, минимально подвергающийся загрязнению.

 3. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества (фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром). На полиграфические материалы, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены документы, подтверждающие их безопасность для здоровья.

 4. Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий, не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).

 5. Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим предъявляются следующие  требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:

  • не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
  • не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
  • нельзя использовать цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
  • не стоит применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок (допускается двухколонный набор текста для  стихов);
  • пробел между словами в издательской продукции для дошкольного и младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы),
  • корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм;
  • на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
  • в изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
  • В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.

 Важно отметить, что особенно велико значение качества учебного издания для детей младшего школьного возраста, это  связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу,  развитием у них навыка чтения. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в  прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

 Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word