Готовимся к школе: учебники и учебная литература для школьника


Тема нашей сегодняшней беседы: как правильно выбрать учебники и учебную литературу для школьника. Какие основные требования предъявляются к безопасности школьных учебников.  Давайте проверим, соответствуют ли учебные издания вашего ребенка требованиям безопасности. Вот что рассказывает врач по гигиене детей и подростков.

Требования к учебным изданиям установлены законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,  о защите прав потребителей,  техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Один из основных специальных документов в данной области, санитарные правила СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»  распространяются на издания учебные для общего и начального профессионального образования, а также на учебные издания, предназначенные для абитуриентов. Соблюдение требований указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.

Основные гигиенические требования к учебным изданиям, установленные  санитарными правилами, предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов для учебных изданий: учебников, учебных пособий, практикумов, к качеству печати, набора, формата, переплета, предъявляются также требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

В зависимости от возрастной категории учебные издания предназначаются для:

- начального образования (первая ступень) - 1 - 4 классы;

- основного образования (вторая ступень) - 5 - 9 классы;

- среднего образования (третья ступень) - 10 - 11 классы.

Учебные издания для начального профессионального образования по возрастной категории следует отнести к изданиям для среднего образования.

Важно отметить, что особое внимание  производитель  учебных изданий должен уделить продукции  для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у школьников младших классов навыка чтения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом максимальный вес учебника не должен превышать:

- 300 г - для 1 - 4 классов;

- 400 г - для 5 - 6 классов;

- 500 г - для 7 - 9 классов;

- 600 г - для 10 - 11 классов.

Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества (фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром). На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления учебных изданий, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья.

Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий, не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).

Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим предъявляются следующие  требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:

  • не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
  • не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
  • нельзя использовать цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
  • не стоит применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок (допускается двухколонный набор текста для  стихов);
  • пробел между словами в издательской продукции для младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы),
  • корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм;
  • на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
  • в изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
  • в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.

В компетенцию специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» входит проведение лабораторных исследований и гигиеническая оценка результатов лабораторных исследований образцов учебных изданий, бумаги и полиграфических материалов, а также гигиеническая оценка шрифтового оформления изданий. Образцы учебных изданий для проведения санитарно-эпидемиологической оценки доставляются в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», как по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в рамках проведения контрольно надзорных мероприятий, проводимых Роспотребнадзором.

В заключение напоминаем, что исполнение требований настоящих санитарных правил направлено на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся.

Учебная литература должна отвечать не только возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word