Гигиенические рекомендации к расписанию уроков


Очень важный аспект образовательного процесса - правильно составленное расписание, в соответствии с которым в процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным рационом расписанием учебных занятий.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Основные гигиенические требования к расписанию уроков установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1. чередование разных видов деятельности;

2. распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

-  для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 урока и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов  - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый;

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В компетенцию специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» входит  гигиеническая оценка расписания уроков в образовательных учреждениях. Эту процедуру ежегодно проходят все учебные заведения перед началом нового учебного года.  Гиеническая оценка расписания,   зачастую,  показывает превышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков в день. В расписании уроков довольно часто не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Отмечаются случаи проведения сдвоенных уроков, что в начальных классах недопустимо. При выявлении подобных несоответствий документы возвращаются на доработку.

С учетом данных требований, родители могут провести анализ, насколько правильно составлено расписание уроков в школе, воспользовавшись санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word