Проект изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»


Независимую антикоррупционную экспертизу проходит проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 20 федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Инициатором и разработчиком проект является Минздрав России.

В чем суть законопроекта, какие изменения могут быть внесены в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"?

Согласно проекту нормативно-правового акта, статью 15  предлагается дополнить частью 4 следующего содержания:

4. При приготовлении пищевых продуктов и для досаливания в организациях общественного питания, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях культуры и воинских частях должна использоваться пищевая поваренная соль, обогащенная йодатом калия, за исключением случаев использования отдельных видов соли, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Хлебобулочные изделия, используемые в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях культуры и воинских частях должны быть произведены с использованием пищевой поваренной соли, обогащенной йодатом калия";

А статью 20 дополнить частью 5:

5. Организации, осуществляющие розничную продажу пищевой поваренной соли, должны обеспечивать одновременное наличие в ассортименте пищевой поваренной соли, обогащенной йодатом калия.

Как поясняет Минздрав РФ, в настоящее время одной из актуальных проблем в нашей стране остается проблема возникновения заболеваний, связанных с дефицитом йода. По информации Эндокринологического научного центра Минздрава России дефицит йода на всей территории России приводит к тяжелым последствиям: ежегодно в специализированной эндокринологической помощи нуждаются более 1,5 миллиона взрослых и 650 тыс. детей с заболеваниями щитовидной железы. В условиях йодного дефицита возрастает риск рака щитовидной железы, регистрируются отдельные случаи йододефицитного кретинизма. Распространенность йододефицитных нарушений среди городского населения составляет 10 - 15%, а среди сельского населения - 13 - 35%. В принятой в начале 90-х годов резолюции Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) нашла отражение чрезвычайно высокая медико-социальная значимость недостаточности йода в питании населения. Йод относится к тем микроэлементам, которые не обладают способностью накапливаться в организме и, следовательно, должны постоянно поступать в организм человека с пищей. Проведение массовой профилактики йододефицитных заболеваний за счет производства и продажи йодированной соли - наиболее эффективный метод, рекомендованный ВОЗ. В здравоохранении не существует более экономически эффективной программы профилактики распространенных неинфекционных заболеваний.

Популяционная профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода, позволяет предотвратить отставание детей в физическом и психическом развитии, устранить инвалидизацию, связанную с йододефицитным кретинизмом и умственной отсталостью, уменьшить частоту асоциальных форм девиантного поведения детей из-за снижения интеллекта, значительно снизить частоту различных заболеваний щитовидной железы, многих врожденных пороков развития, невынашивания беременности и детской смертности.

Однако,  до настоящего времени профилактические мероприятия в стране не охватывают все население. В Российской Федерации йодированную соль в питании употребляет менее 30% населения в отличие от входящих в Евразийский экономический союз стран, где введено всеобщее йодирование соли.

Расчеты показали, что  суммарное потребление за счет йодированной соли и хлеба, изготовленного с ее использованием, обеспечит около 90% от рекомендуемого суточного потребления йода. Почему именно хлеб станет тем продуктов, который вошел в законопроект, как продукт, йодирование которого поможет решить проблему йодного дефицита?

Это объясняется относительно высоким (по сравнению со странами Западной Европы, США, Австралии и Новой Зеландии) потреблением хлебобулочных изделий в Российской Федерации, особенно в сельской местности.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Пока в Государственную Думу он не внесен, но если он будет принят, то его вступление в законную силу планируется с 1 января 2019 года.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word