Советы эксперта по выбору ювелирных изделий

Рынок ювелирных украшений потрясает широчайшим ассортиментом изделий из золота, платины, серебра и изделий с камнями. В основном, такие изделия являются дорогостоящими, поэтому важно определиться с выбором именно качественного ювелирного украшения. Главное - ответственно относиться к покупке на этапе выбора, тогда товар не разочарует потребителя. 

           В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, выполняющие роль различных украшений, предметов быта, предметов культа или в декоративных целях. Особенности торговли этим видом продукции изложены в разделе 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55.

         На что обратить внимание при выборе ювелирных изделий в торговом зале ювелирного магазина в доступном месте обязательно должны быть представлены регистрационные документы Продавца (заверенные копии), правила торговли, прейскуранты на услуги (если услуги предоставляются). Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий отечественного производства). Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает осмотр и разбраковку изделия, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя или сертификатов, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.  Именник - это оттиск на ювелирном изделии, которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Государственное пробирное клеймо - специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом (электроискровым или с помощью лазера) государственными инспекциями пробирного надзора. Он означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу,  не ниже указанной, в клейме.  В  Российской Федерации установлены следующие пробы: платиновые - 950, 900, 850; золотые - 999, 958, 750, 585, 500, 375; серебряные - 999, 960, 925, 875, 830, 800; палладиевые - 850, 500. Исключение составляют ювелирные и другие изделия из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) продажа которых допускается без оттиска государственного пробирного клейма. Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень или набор (партию) продаваемых драгоценных камней.  На бирках ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) должны быть указаны их характеристики (цвет и частота), и масса, на полудрагоценные - топазы, аметисты, хризолиты, гранаты - указывается просто вес вставки без каких - либо характеристик чистоты  ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования».

         Правила продажи ювелирных изделий. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок). При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.

         Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку. По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом. В случае, если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в  котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, цена товара и подпись продавца, а также проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты. Каждому продаваемому ювелирному изделию должен быть прикреплен опломбированный ярлык, в обязательном порядке содержащий: наименование ювелирного изделия, название изготовителя (импортера),  логотип и адрес предприятия изготовителя (импортера); драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы, артикул, вес изделия, размер изделия (для колец, цепей, браслетов) виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик, цена изделия.

        Важно знать!  После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чеки и бирку. При покупке ювелирного украшения, внимательно осмотрите его, найдите оттиск пробирного клейма и именник завода-изготовителя (в случае если речь идет о ювелирной продукции отечественного производителя). Если изделие импортного производства, то именник может отсутствовать, но оттиск  клейма  инспекции  пробирного  надзора  установленного образца должен присутствовать обязательно! Внимание! Продажа ювелирных изделий без оттиска государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именных изготовителей (для изделий Российского производства) не разрешается.

        О категориях товара. Ювелирные изделия относятся к категории товаров, которые не подлежат возврату, если они надлежащего качества. Купленную драгоценность (независимо от наличия в ней драгоценных металлов, камней) нельзя обменять или вернуть просто из-за того, что она вам не подошла. Законодательство запрещает это. Исключением  из  этих правил  есть факт  продажи изделия  ненадлежащего качества. Даже при  отсутствии  кассового  или  товарного  чека, продавец  обязан удовлетворить претензионные требования потребителя в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей.  Отсутствие у потребителя  документа,  подтверждающего  факт оплаты товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

         Изделие признается товаром ненадлежащего качества, если имеются видимые дефекты  внешнего  вида или какие-либо другие недостатки. Такими  повреждениями могут быть не работающий замок на браслете или цепочке,  или  камень плохо зафиксирован  в оправе изделия. Соответственно, речь идет о товаре ненадлежащего качества. Когда на самом товаре оттиск государственной пробы и маркировка не соответствуют действительным, заявленным характеристикам представленного изделия - товар, также отнесен к категории некачественных изделий.

          Права  потребителя при обнаружении дефектов в ювелирном изделии.  Порядок ремонта, обмена или возврата ювелирных изделий по гарантии регулируется сразу несколькими нормами закона. В зависимости от ситуации ваши действия могут быть различными. Расскажем  вкратце о каждой из них. Во-первых, по Закону «О защите прав потребителей» гарантийный срок на ювелирные изделия устанавливает изготовитель. Если потребителем брак в изделии обнаружен до окончания действия гарантии, бремя доказывания причин возникновения недостатков в этом случае лежит на продавце. Во-вторых, если гарантия на украшение, установленная производителем, меньше двух лет, и дефект изделия обнаружен в промежуток времени между окончанием гарантии и завершением двухгодичного периода, то в соответствии со ст.ст. 18, 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на: 1) замену товара на идентичный, 2) замену украшения на другое с перерасчетом стоимости; 3) бесплатный ремонт в разумный срок; 4) соразмерное уменьшение цены изделия; 5) возврат денег за изделие. Третий вариант предполагает отсутствие гарантийного срока на ювелирное украшение. Если брак в безгарантийном украшении обнаружен в течение двух лет после покупки, можно смело идти в магазин и предъявлять вышеперечисленные требования по ст. 18 Закона о защите прав потребителей.   Более того,  если  производитель не установил гарантийный срок,  то обычно на упаковке или бирке изделия указывается срок  его службы. В течение всего этого срока производитель несет ответственность за свою продукцию, он обязан безвозмездно устранять  недостатки обнаруженные  в  товаре. Причем  нужно помнить,  что  по истечении  двухгодичного  периода, потребитель вправе  обратиться  к  изготовителю  товара  в течение десяти лет с момента приобретения изделия. Закон  также рекомендует продавцу устанавливать срок гарантийных обязательств, если этого не сделал производитель. Причем ювелирный салон может давать гарантию на свои товары и при наличии таковой от изготовителя. Но гарантийный срок продавца не может быть меньше установленного производителем.

              На какие хитрости идут продавцы? Очень часто сотрудники ювелирных салонов, пользуясь правовой безграмотностью покупателей, нарушают их права. Наиболее распространенный способ обмана: у потребителя отказываются принять в ремонт или на замену бракованное кольцо или серьги, ссылаясь на то, что ювелирные изделия относятся к категории товаров, не подлежащих возврату.  Как говорилось выше, это незаконно: не подлежат возврату только украшения надлежащего качества (без брака). Любой дефектный товар можно обменять. Обращайте внимание на гарантийные сроки, установленные производителем и продавцом. Очень часто магазины, чтобы избежать ответственности, назначают гарантию на меньший период, чем изготовитель, что является нарушением.
Знайте: гарантия на ювелирные изделия не распространяется на механические воздействия в ходе естественного износа. Например, вы постоянно стучали кольцом по столу, в результате чего отогнулась дужка, и из изделия вылетел камень. Это не является поводом для гарантийного ремонта - ювелирные украшения предполагают бережное к ним отношение. За неаккуратность потребителя  при носке изделия магазин не станет нести ответственность. Если речь идет о покупке действительно дорогого украшения (стоимостью несколько десятков или даже сотен тысяч рублей), обязательно ознакомьтесь с договором купли-продажи и той его частью, в которой отражены гарантийные обязательства.
             Как оформить претензию на возврат изделия из золота? Прежде всего - покупателю стоит обратиться с претензионным требованием в магазин. Претензия  составляется в свободной, произвольной форме, в 2-х экземплярах, один остается у продавца, второй - у покупателя. В самом заявлении указывают все обстоятельства приобретения некачественного товара, дату покупки, место, данные о товаре - его наименование, размер и цвет,  описываются выявленные недостатки,  а также указывается тот факт, что изделие невозможно использовать по назначению.  К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара именно в данном торговом предприятии.  

Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своих намерениях (в письменной форме). 

Срок  рассмотрения претензии определяется в зависимости от изложенного в ней требования:  

7 дней - замена товара; 

10 дней -  соразмерное уменьшение покупной цены товара, возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврат уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре;

 до 45 дней - устранение недостатков.

В случае спора о причинах возникновения недостатков проводится экспертиза, на которой вправе присутствовать потребитель. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В случае несогласия с заключением эксперта, его можно оспорить в судебном порядке.

В случае неудовлетворения продавцом требований потребителя в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.


Внимание: специалисты консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» оказывает необходимую помощью в разъяснении законодательства по вопросам защиты прав при приобретении некачественных товаров и услуг, составлении претензий и исковых заявлений

адрес: г. Саратов, ул. Б. Горная, 69, кабинет № 403, тел. 39-49-01, email: zpp@gigiena-saratov.ru














Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word