Обязательно ли ставить датчик загазованности?


В городе Саратове активизировались разъездные агенты, которые продают старикам датчики утечки газа. Престарелые жители города Саратова практически не выходят из дома и редко общаются с соседями. Потому и не знают, что по квартирам в их домах ходят торговые представители, рассказывают о трагедиях из-за взрыва газа и предлагают проверить, нет ли в квартире утечки.

В консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» обратились родственники пенсионерки, отдавшей за приборы почти 15 тысяч рублей. Родным женщина рассказала, что поверила продавцам и отдала за сигнализатор утечки газа 7400 рублей, а также за второй прибор (клапан запорный газовый с электромагнитным управлением) уплатила 7400 рублей. По словам пенсионерки представитель торговой организации ИП Новиковой И.Ю. убедил ее, что установка таких устройств обязательна.

Другую пенсионерку разъездной агент, по словам ее родных, встретил у подъезда. Рассказывая родственникам о случившемся, женщина объяснила, что обаятельные молодые люди заговорили с ней о недавних взрывах в многоквартирных домах, рассказали про закон, обязывающий устанавливать в каждой квартире приборы-сигнализаторы, и про уголовную ответственность за их отсутствие. Таким образом был заключен договор купли-продажи со старушкой, которая, как подчеркивают родные, плохо видит, слышит и имеет проблемы с памятью и вниманием. Родные престарелой женщины обратились в торговую организацию все того же ИП Новиковой И.Ю. с требованием вернуть деньги, но получили отказ. В ответе на претензию говорится, что -женщина была предупреждена о том, что товар входит в перечень не подлежащих возврату товаров, как бытовое газовое оборудование и вернуть его нельзя, знала, что подписывала, времени ознакомиться с информацией у нее было достаточно.

Заявления пенсионерок были зарегистрированы в отделе полиции, были проведены соответствующие проверки, в ходе которых не было усмотрено признаков состава преступления. Фирма зарегистрирована официально, договоры приобретатели подписывали самостоятельно, без какого-либо принуждения. Руководитель торговой организации действия своих сотрудников объяснил благими намерениями.

В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей, приборы относятся к технически сложным устройствам и газовому оборудованию, поэтому покупателям и отказывают в их возврате.

Так, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», газовые сигнализаторы не являются технически сложным товаром, перечень которых как раз и закреплен этим нормативным документом. Однако, этот перечень не является исчерпывающим, и продавцы часто ссылаются на нормы Постановления Правительства Российской Федерации № 55, согласно которому «бытовое газовое оборудование и устройства» возврату или обмену не подлежат.

Но здесь следует отметить, если оборудование неисправно и в нем имеется заводской брак, выявленный после начала использования товара, то на него распространяются всё те же требования о возможности его возврата или обмена. Поэтому вариант защитить свои права все же есть. Во-первых, можно самостоятельно обратиться в суд по месту нахождения продавца, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - месту его жительства, месту жительства покупателя, месту заключения или исполнения договора. Во-вторых, подать заявление в прокуратуру для защиты своих прав. В случае неправомерных действий продавцов товара: обман, введение в заблуждение, мошенничество, - обращаться в органы внутренних дел. Нужно настаивать на проведении экспертизы прибора. Если в суде удастся доказать, что устройство не выполняет свои функции, то деньги за него можно будет вернуть.

Обращаем ваше внимание: статья 10 Закона РФ«О защите прав потребителей» гласит, что продавец обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Какую информацию давали пенсионерам? Исчерпывающая ли она? Какие хитрости применял продавец, чтобы сбыть товар? Не вводил ли они потребителей в заблуждение относительно характеристик, свойств товара? Все это подлежит оценке. И если права действительно были нарушены, а магазин не желает этого признавать, то у потребителя есть несколько путей, разобраться с недобросовестным продавцом: направить официальное обращение в надзорные органы или обратиться с иском в суд.

В своей работе представители фирмы ссылаются на Постановление Правительства РФ №410 от 14.03.2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Однако в указанном нормативном документе нет даже упоминаний об обязательной установке датчиков утечки газа в квартирах граждан. Постановление регламентирует Правила технического обслуживания и ремонта газового оборудования на территории дома и квартиры и действительно упоминает системы контроля загазованности помещений. Но эти устройства устаналиваются на газопроводах и должны автоматически отключать подачу газа в случае утечки. Для более объективной правовой оценки необходимо ознакомиться с техническими документами на данный товар. Более того, согласно нормативным документам системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа в жилых зданиях обязательны к установке только в двух случаях: когда тепловая мощность газового оборудования свыше 60 кВт, и если газовое оборудование установлено в подвальных, цокольных этажах или в пристройке к зданию. Мощность обычной 4-х конфорочной газовой плиты составляет не более 9 кВт, Таким образом, газоанализатор в квартире может быть установлен исключительно по инициативе жильца СП 62.13330.2011 ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 .

Если в Ваш многоквартирный дом пришли газовики: как обойти уловки таких агентов

Если неизвестный представился сотрудником газовой службы и просит пройти в ваш дом:

  • Позвоните в УК или газовую службу.

Заранее сохраните в доступном месте телефоны обслуживающей ваш дом газовой службы. Если к вам постучался сотрудник газовой службы, позвоните в управляющую компанию и обслуживающую ваш дом газовую организацию и уточните, действительно в данный момент в вашем доме проводится проверка газового оборудования. О проверках оборудования собственников жилья должны оповещать за несколько дней.

  • Попросите предъявить удостоверение.

Специалисты, которые приходят проверять газовое оборудование, обязаны иметь при себе служебное удостоверение, выданное газовой службой, обслуживающей ваш дом. Уточните в газовой службе, числится ли в их штате такой сотрудник.

  • Не подписывайте документов на горячую голову.

Практически все технически сложные товары бытового назначения по закону не подлежат возврату без доброй воли продавца. Вернуть технический сложный товар можно, лишь если на него не установлен гарантийный срок. Не спешите - выслушав предложение продавца, возьмите перерыв на принятие решения. Спросите у продавца контактные данные, уточнив, что позвоните, когда решите приобрести товар.

Если вы все-таки попались на уловки агента, обратитесь с претензией к фирме, в надзорные органы и суд.


Уважаемые потребители, в случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в консультационный центр для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, 69, каб. 403, тел. 8 (8452) 39-49-01, а также консультационный пункт для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 7 каб. 102; тел. 8 (8452) 49-12-47









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word