Памятка для потребителей: ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира


Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, которые являются пассажирами того или иного вида транспорта, к сожалению, не редкость.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Давайте попробуем составить алгоритм действий пассажира, который получил травму в общественном транспорте, например, в автобусе, при резком торможении.

В первую очередь необходимо незамедлительно проинформировать водителя о случившемся. Если пострадавший получил серьезную травму, то следует вызвать бригаду скорой медицинской помощи, если причинен незначительный вред здоровью, то можно самостоятельно добраться до больницы/травмпункта. В любом случае стоит обратиться за медицинской помощью хотя бы для того, чтобы получить справку, подтверждающую факт причинения вреда здоровью.

Если вред здоровью пассажира причинен в результате ДТП, то стоит настаивать на вывозе сотрудников ГИБДД для составления необходимых документов.

Рекомендуется (при наличии такой возможности) провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред здоровью. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующем обращении в страховую компанию. Также, желательно записать контакты свидетелей.

При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать потерпевшего о:

  1. правах потерпевших и порядке действий для получения возмещения причиненного вреда;

  2. страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах РФ;

  3. договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).


Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.

По общему правилу для получения страхового возмещения страховой компании необходимо представить следующие документы (п.2 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1378):

фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;

характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);

дата, время и место наступления события;

вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.);

наименование перевозчика;

форма расчета (наличная или безналичная);

реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;

дата, время и место составления;

вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство;

полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя, отчество потерпевшего;

место произошедшего события;

описание произошедшего события и его обстоятельства;

характер вреда, причиненного пассажиру, с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;

информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;

подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;


К перечисленным основным документам, также, необходимо представит дополнительные, которые разнятся в зависимости от того какой вред причинен пассажиру. Так, если вред причинен здоровью, то страховая компания потребует:

Со списком дополнительных обязательных документов, которые нужно представить в страховую компанию, в случае причинения вреда жизни или багажа пассажира можно ознакомиться здесь.

Дети, жизни или здоровью которых причинен вред при перевозке, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами (ст.3 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ).

Страхования компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов от потерпевшего. За просрочку исполнения законных требований потерпевшего страховщик уплачивает за каждый день просрочки пени в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от несвоевременной выплаченной суммы (к сведению: 12 апреля 2016 г в Государственную Думу внесен проект Федерального закона, согласно которому ежедневная неустойка (пени) будет составлять 1 % от размера страхового возмещения).

На заметку: если компания, застраховавшая ответственность перевозчика не может осуществить страховую выплату по причине того, что находится в стадии банкротства или у неё отозвана лицензия, то в таком случае пострадавшему нужно обращаться в Национальный союз страховой ответственности (ссылка на их оф.сайт), который осуществит компенсационную выплату.


Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира является обязательным, однако, может случиться так, что на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, в таких случаях вся ответственность за причиненный вред возлагается непосредственно на перевозчика (п.3 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Пострадавшему необходимо написать заявление-претензию на имя перевозчика с требованием компенсировать причиненный вред, если же требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав.




Файлы для загрузки:

постановление от 22.12.2012 1378 (44 Кб)