О правах авиапассажиров в связи с задержкой авиарейсов


Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Федеральные авиационные правила).

В соответствии с п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 227 Федеральных авиационных правил, п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при задержке рейса пассажир имеет следующие права:

1) право на отказ от полета. Если пассажир отказывается от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства, перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 статьи 795 ГК РФ). Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся "невозвратным" (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ);

2) право на взыскание штрафа с авиаперевозчика. Статья 120 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет размер штрафа за просрочку доставки пассажира в пункт назначения - 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% процентов провозной платы.

Перевозчик уплачивает штраф, если не докажет, что задержка или опоздание произошли:

- вследствие непреодолимой силы (п. 3 статьи 401 ГК РФ определяет ее как наличие «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств»),

- вследствие устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При этом бремя доказывания своей невиновности -  прямая обязанность перевозчика (п. 2 статьи 401 ГК РФ, п. 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).;

3) право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков (ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), которые он понес в связи с задержкой рейса (сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).

К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ). Если исполнитель отказывается удовлетворить требования в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ).

Иски к перевозчику предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ч. 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Необходимо знать: при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки в пунктах отправления и в промежуточных пунктах в соответствии с требованиями п. 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее - ФАП) перевозчик обязан организовать для пассажиров следующие услуги:

-        предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;

-        два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

-        обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2х часов;

-        обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4х часов и далее каждые 6х часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время;

-        размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное время;

-        доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

-        организация хранения багажа.

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.


При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами Российской Федерации. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 4 150 специальных прав заимствования (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 55 Монреальской конвенции; Федеральный Закон от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок»).

Примечание. Монреальская конвенция применяется, если место отправления и место назначения расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником (п. 2 ст. 1 Конвенции).


Подробная информация о правах авиапассажиров при задержке авиарейсов размещена на Государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей Роспотребнадзора, в разделе «Памятки».






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word