Азбука потребителя платных образовательных услуг

Отношения по возмездному обучению, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, регулируются Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. "Об образовании в Российской Федерации", Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", а также "Правилами оказания платных образовательных услуг", утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706.

Выбирая образовательное учреждение для обучения потребителю необходимо знать следующие моменты. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Платные образовательные услуги это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Заказчиком (потребителем) платных образовательных услуг является физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Исполнителем является организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации. К организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность.

Информация об образовательной организации и оказываемых платных образовательных услугах должна доводиться в наглядной и доступной форме до сведения потребителей как в месте фактического осуществления образовательной деятельности, так и в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Взаимоотношения образовательного учреждения с физическими лицами регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и иные условия, соответствующие законодательству. Такой договор заключается в простой письменной форме.

До заключения договора и в период его действия, исполнитель обязан предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Потребителю, перед подписанием следует очень внимательно изучить договор, поскольку в нем стороны определяют меры своей взаимной ответственности за нарушение принятых на себя обязательств. Если в договоре содержатся условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, то такие условия не подлежат применению.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора.

На основании п. 21 "Правил оказания платных образовательных услуг", утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706, в одностороннем порядке, со стороны исполнителя, договор может быть расторгнут в следующих случаях:

- применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

- невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

- установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

- просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

- невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

На основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 потребитель, при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе, при ненадлежащем оказании услуги, либо оказании услуги не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного оказания образовательных услуг;

- соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Также, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем; если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

- поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

- расторгнуть договор.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

В случае отказа в удовлетворении законных требований или частичного их удовлетворения потребитель вправе обратиться в суд для разрешения спора.


Уважаемые потребители! За необходимыми разъяснениями, составлением претензий, исковых заявлений, обращений в контрольно-надзорные органы в случае оказания платных медицинских услуг ненадлежащего качества, вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 69, каб. № 403; e-mail: zpp@gigiena-saratov.ru; телефон 8-8452-39-49-01.










Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word