Информация для авиапассажиров: особенности приобретения невозвратных билетов и соответствующего информирования потребителей

В современном мире время - ценный товар, поэтому тратить несколько часов, а то и суток, на дорогу - это непозволительная роскошь. Тем, кто отправится в путешествие на новогодних каникулах, авиаперевозчики наперебой предлагают свои услуги. Принято считать, что авиаперевозки - это очень дорого. Однако, в июле 2014 года в нашем законодательстве произошли существенные изменения в данной сфере (вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2014 года №79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ»), и теперь есть возможность приобрести недорогой билет на самолёт, тем самым, сэкономить не только своё драгоценное время, но и деньги.

Основной смысл произошедших изменений заключается в том, что у пассажиров появилась возможность выбора, какой авиабилет ему купить:

  • с возвратом провозной платы при расторжении договора авиаперевозки (возвратные билеты);

  • без возврата провозной платы при расторжении договора авиаперевозки (невозвратные билеты).

Обычные авиабилеты, т. е. с условием возврата, можно без труда вернуть авиаперевозчику, если в этом есть необходимость, и получить свои деньги обратно. При этом необходимо соблюдать простые условия, закрепленные в законодательстве:

  1. если Вы вернёте ранее купленный билет не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, то Вам возместят полную стоимость билета, за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажиров;

  2. если Вы произведёте возврат билета позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, то Вам вернут деньги за билет с удержанием неустойки в пользу авиакомпании в размере 25% от уплаченной суммы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажиров.

Однако, стоит помнить, что если пассажир решил вернуть билет после окончания регистрации на рейс, то деньги ему за такой билет вообще не возвратят.

С билетами, купленными с условием невозврата, всё намного сложнее. По общему правилу их невозможно вернуть авиаперевозчику. Благодаря такому условию этот вид билетов существенно уступает в цене обычному билету, поскольку в данном случае исключается риск его возврата.

Но, как известно, в каждом правиле есть свои исключения. Российским законодательством предусмотрены случаи, когда вернуть деньги за любой вид билета возможно. К ним относятся:

  • неисполнение авиакомпанией своих обязательств. Например, задержка отправления воздушного судна, отмена рейса, его перенос и т.д.

  • Вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки в связи с его болезнью или болезнью близких родственников, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена семьи или близкого родственника, что подтверждается документально. Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Для того, чтобы авиаперевозчик вернул деньги, Вам необходимо уведомить его о возврате билета до окончания регистрации на рейс.


Так же, следует знать, что существуют случаи, когда сам авиаперевозчик в одностороннем порядке может расторгнуть договор воздушной перевозки пассажиров, если:

  1. пассажир нарушил паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требования в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках, также правила, определенные соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

  2. пассажир отказался выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами;

  3. если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

  4. пассажир воздушного судна отказался оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

  5. пассажир воздушного судна отказался оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за которого согласно законодательству обязан заплатить. На заметку: пассажир воздушного судна имеет право на бесплатный, а при международной перевозке - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребёнка в возрасте не старше 2х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2х лет, а также дети в возрасте от 2х до 12 лет перевозятся в соответствии с льготными тарифами с предоставлением им отдельных мест;

  6. нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна;

  7. наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Если договор расторгнут по вышеперечисленным основаниям п.1,2,4,5 и 7, то пассажир, купивший билет с условием возврата покупной цены, имеет право на возврат своих денег с удержанием неустойки в размере 25%. При расторжении договора в случае, если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, то возвращается полностью стоимость билета. Если состояние здоровья пассажира создаёт беспорядок на борту воздушного судна и неустранимые неудобства для других пассажиров, то уплаченная за билет сумма не возвращается. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки в связи с действиями пассажира, предусмотренными п. 6, уплаченная провозная плата не возвращается.

Доказывать, что были основания для расторжения договора по вышеперечисленным обстоятельствам, обязан сам перевозчик.

Здесь стоит еще раз обратить внимание, что в случае одностороннего расторжения договора по инициативе авиаперевозчика, средства, потраченные на покупку невозвратного авиабилета, так же не подлежат возмещению потребителю.

Право выбора покупки билета с возвратом покупной цены или без, - полностью принадлежит пассажиру. И в целях обеспечения пассажирам возможности правильного выбора услуги, перевозчик или уполномоченный агент при оплате, оформлении проездного документа обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях авиаперевозки (согласно п. 37 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 г. № 82), в том числе информацию:

  • указанную в оформленном перевозочном документе;

  • об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условия перевозки багажа и т. д. На заметку: пассажир имеет право на бесплатный провоз своего багажа в пределах установленной нормы - в зависимости от типа воздушного судна норма не может быть менее чем 10 кг на одного пассажира.

  • об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченных за перевозку провозной платы; (Более подробная информация размещена на сайте Роспотребнадзора «Актуальная информация об особенностях договора воздушной перевозки» от 12.12.2014г.);

  • о правилах перевозчика;

  • о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;

  • о способе проезда до аэропорта отправления;

  • о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;

  • об общих требованиях, связанных с пограничными, таможенными, санитарно-карантинными, ветеринарными, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренными законодательством РФ;

  • о правилах и порядке проведения предполетного и послеполётного досмотра пассажиров и багажа;

  • об условиях обслуживания на борту воздушного судна;

О типе воздушного судна.

В случае непредставления полной и достоверной (ненадлежащей) информации об услуге исполнитель (перевозчик или уполномоченное им лицо) несет ответственность в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»."





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word