О действиях потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества


Отношения в области продажи данных категорий товаров регулируются Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях хранения и использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

В силу положений пункта 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со статьей 14 Закона о защите прав потребителей».

Причиненный вред подлежит в данном случае возмещению продавцом (изготовителем) любому потерпевшему независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем) или нет (на основании статей 1095-1098 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 7, 12, 14 Закона о защите прав потребителей).

Следует заметить, что продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре на русском языке. Если этого не было сделано, то у потребителя возникает отдельное право предъявить требование продавцу о возврате денег за товар и возмещения других убытков на этом основании (см. ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»). Информация о реализуемых товарах и их изготовителях должна содержать:

- наименование товара,

- наименование страны-изготовителя,

- сведения об основных потребительских свойствах товара,

- цену в рублях,

- гарантийный срок, если он установлен изготовителем или продавцом,

- дату изготовления,

- правила и условия эффективного и безопасного использования детской одежды (символы по уходу за изделиями, расшифровка которых должна быть предоставлена потребителя в наглядной и доступной форме),

- адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца), импортера, уполномоченной организации,

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров установленным требованиям безопасности.

Если потребителю продан товар ненадлежащего качества, он вправе предъявить продавцу любое требование, предусмотренное статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», а именно:

-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Одно из вышеперечисленных требований необходимо предъявить продавцу в письменной форме. Для этого составляется претензия в 2-х экземплярах (один для продавца, другой для потребителя) с указанием любого из вышеназванных требований. На вашем экземпляре продавец должен поставить отметку о принятии претензии.

Пункт 5 статьи 18 Закона о защиты прав потребителей устанавливает общий порядок рассмотрения требований потребителей, связанных с приобретением товара ненадлежащего качества. Данный порядок включает в себя обязанность продавца принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель), обязаны провести экспертизу гарантийного товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьей 22 Закона о защите прав потребителей для удовлетворения требования потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В случае неудовлетворения продавцом требований потребителя в добровольном порядке, на основании статьи 17 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав по месту:

- нахождения организации;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

          Уважаемые потребители! В случае, если при приобретении детских товаров ваши права были нарушены, приглашаем в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» для разъяснения соответствующих положений законодательства и составления необходимых документов. Телефон горячей линии: 8-8452-39-49-01






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word