Приобретение лекарственных препаратов: возможен ли возврат, обмен или замена?


Совершая покупки в аптеке, необходимо помнить о том, что лекарственные препараты и медицинские изделия нельзя вернуть или обменять, поскольку они входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ст.25 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55). Об этой общеизвестной норме нам, как потребителям, сообщают почти во всех аптеках, редко в какой аптеке не встретишь объявления: «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат». Однако, нам забывают сказать о том, что обмену и возврату не подлежат КАЧЕСТВЕННЫЕ лекарственные препараты и медицинские изделия.

Если приобретенный лекарственный препарат имеет недостатки, не соответствует требованиям, предусмотренным законом или условиям договора, значит Вы приобрели товар ненадлежащего качества. Соответственно на такой товар распространяется норма статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», которая гласит: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы».

Недостатки товара, купленного в аптеке, могут быть следующие: брак (сколы, негерметичность, смазанная полиграфия), дефект маркировки, отсутствие инструкции по применению препарата, истекший срок годности, любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции (не соответствие по цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям) и др.

Если Вы обнаружили недостаток в приобретенном лекарственном препарате или медицинском изделии, придя домой, то незамедлительно обратитесь с письменной претензией к продавцу, в которой обязательно укажите в чём именно проявляется недостаток. К претензии приложите чек, подтверждающий оплату. Отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не лишает Вас возможности ссылаться на свидетельские показания и не является основанием для отказа в удовлетворении Ваших законных требований. Не забудьте, также, указать в претензии какое именно требование Вы выдвигаете: замена, уменьшение покупной цены, возврат денег. При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов замена и обмен. Слово замена используется при требовании в отношении некачественного товара, слово обмен при требовании в отношении качественного товара.

При отказе продавца в удовлетворении законных требований обращайтесь с исковым заявлением в суд за защитой Ваших прав.

Будьте внимательны при покупке товаров в аптеке! Не отходя от кассы, проверяйте чек, целостность упаковки, срок годности лекарственных препаратов. При покупке медицинских изделий (тонометра, электронного градусника и т.п.) требуйте проверки приборов в Вашем присутствии (если это технически возможно). Помните, что, обнаружив недостаток в приобретенном товаре, «не отходя от кассы», Вам проще будет его вернуть/заменить.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word