О проекте Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»

Обеспечение контроля и прослеживаемости оборота отдельных видов товаров будет иметь правовые основы. В настоящее время Минфином России подготовлен проект федерального закона, который предполагает регулирование отношения в области создания и использования контрольных (идентификационных) знаков, используемых для маркировки товаров в Российской Федерации, оборота товаров, в отношении которых принято решение об обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками, и осуществления государственного контроля (надзора) за их оборотом, а также в области создания и функционирования систем добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Закон не будет распространяться на хранение и транспортировку ряда товаров.

Что такое контрольный (идентификационный) знак? Это документированная информация строгой отчетности национальной системы прослеживаемости оборота товаров в Российской Федерации, содержащая элементы (средства) защиты от подделки. Контрольный (идентификационный) знак может представлять собой защищенную полиграфическую продукцию или содержать встроенную радиочастотную метку.

Маркировка товаров контрольными знаками - нанесение на товары контрольных знаков в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Статьей 3 проекта Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации» предполагаются следующие формы обеспечения прослеживаемости оборота товаров:

Добровольное обеспечение прослеживаемости оборота товаров осуществляется в форме добровольной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Обязательное обеспечение прослеживаемости оборота товаров осуществляется в форме обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Статья 4 проекта Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации» определяет цели и задачи, стоящие перед маркировкой товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Целями маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации являются обеспечение интересов производителей и потребителей товаров, в отношении которых принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками, а также обеспечение установленного порядка оборота указанных товаров в Российской Федерации.

Задачами маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации являются:

  • предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции;
  • совершенствование процедур и сроков проведения государственного контроля в отношении участников оборота товаров;
  • гарантия качества (безопасности) и цены приобретаемых товаров, подтверждение подлинности товаров;
  • противодействие незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных;
  • установление открытых правил взаимодействия участников оборота товаров, исключающих демпинг и использование иных непредусмотренных законодательством схем оборота товаров;
  • осуществление государственного контроля за оборотом маркированных контрольными (идентификационными) знаками товаров;
  • стандартизация и унификация процедур учета движения товаров;
  • противодействие обороту фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, товаров.

Проект устанавливает принципы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками:

1) осуществление маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками на законной и справедливой основе, при соблюдении баланса интересов и взаимной ответственности конечного потребителя товара, производителя товара, участников оборота товара и государства;

2)обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

3) установление товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками, федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

4) ограничение маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками достижением конкретных, заранее определенных законодательством Российской Федерации целей;

5) обработка сведений о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками только в целях, совместимых с целями сбора указанных сведений;

6) обеспечение возможности использования участниками оборота товаров по своему усмотрению любой технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

7) интеграция национальной системы прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации в наднациональные и (или) международные системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;

8) открытость и доступность информации о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) недопустимость взимания с участников оборота товаров, конечных покупателей товаров платы за предоставление и получение информации из реестра контрольных (идентификационных) знаков в рамках обеспечения обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в целях реализации настоящего Федерального закона;

10) приоритетность соответствия видов контрольных (идентификационных) знаков и требований к маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, установленных в национальной системе прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации, международным и (или) наднациональным системам маркировки товаров (контрольными) идентификационными знаками, участие в которых предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

11) ответственность участников оборота товаров за невыполнение по их вине законодательства Российской Федерации о государственном регулировании маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Также Проектом федерального закона устанавливаются:понятийный аппарат;сфера действия;порядок информационного обеспечения в области маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;виды, типы и условия применения контрольных (идентификационных) знаков;порядок включения сведений о юридическом лице в реестр уполномоченных эмитентов контрольных (идентификационных) знаков;обязанности участников оборота товаров по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками и направлению сведений в информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;полномочия органов государственной власти в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о государственном регулировании маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Проектом предусматривается вступление его в силу с 1 января 2018 года.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word