Новые правила обращения потребителя в надзорный орган


04.07.2016 г начал свое действие, за исключение отдельных положений, вступающих в законную силу с 01.01.2017 г., Федеральный закон от 03.07.2016 N 277-ФЗ, которым вводятся изменения и дополнения в ст. 10

Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Теперь прежде, чем потребитель сможет обратиться в уполномоченный на осуществление надзора орган, он должен сначала попытаться восстановить свое нарушенное право, обратившись к организации или предпринимателю, такое право нарушившее. Причем, для того, чтобы обращение потребителя стало законным основанием для проведения внеплановой проверки, должны быть соблюдены два условия:

  1. потребитель сможет подтвердить факт своего обращения. Пока комментарии и какие-либо разъяснения по этому поводу отсутствуют. Предположительно, потребитель должен представить само обращение в письменном виде и факт того, что это обращение он направлял (т.е. к такому обращению должно быть приложено уведомление об отправлении либо подпись уполномоченного лица той организации, в которую потребитель обращался);

  2. Такое обращение либо не было рассмотрено, либо требования потребителя не были удовлетворены.

Таким образом, законодателем вводится обязательный претензионный порядок для рассмотрения обращений потребителей уполномоченными органами надзора (контроля).

Следующий и весьма существенный момент рассмотрения обращений - это то, что за каждым обращением должно стоять реальное лицо, а должностное лицо органа государственного надзора (контроля) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)*

Если же все-таки проверка начата, а в ходе её проведения установлена анонимность обратившегося или заведомо недостоверные сведения (ключевое слово «заведомо», т.е. обратившееся лицо заранее знало о том, что указывает ложные сведения), то это является основанием для прекращения такой проверки. А лицо, которое такую проверку инициировало, указав при этом недостоверные сведения, будет возмещать расходы, которые понес надзорный орган на организацию такой проверки.


*Для справки:

Минкомсвязь России в рамках инфраструктуры электронного правительства создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой - упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.


Созданная Минкомсвязью России ФГИС ЕСИА:

  1. Предоставляет информационным системам органов государственной власти решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти). Достоверность достигается за счет того, что:

  • регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев;

  • ЕСИА обеспечивает защиту размещённой в ней информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Является ориентированной на пользователя и предоставляет возможности:

  • идентификации и аутентификации с использованием единой учетной записи и широкого спектра поддерживаемых методов аутентификации при доступе к различным информационным системам органов государственной власти;

  • управления своими персональными данными, размещенными в ЕСИА, и контроля над их предоставлением в информационные системы органов государственной власти.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word