Механизм прослеживаемости продукции


Статья 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) дает определение понятию «прослеживаемость продукции»:

прослеживаемость пищевой продукции - возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.

Правила обращения на рынке продукции, предусмотренные ст. 5 ТР ТС 021/2011 предъявляют определенные требования к товаросопроводительной документации. А именно: такая документация должна обеспечивать прослеживаемость данной продукции.

В этой связи Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р в разделе 5 содержит положения о создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции, которая предусматривает следующее:

  • использование современных технологий маркировки контрольными идентификационными) знаками пищевой продукции, которые должны обеспечить ее идентификацию, содержать сведения о товаре, его производителе, импортере, продавце, задействованных в обороте;

  • формирование и ведение единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции на основе единых организационных, методологических и программно-технических принципов, обеспечивающих совместимость и взаимодействие существующих информационных реестров с иными информационными системами в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • обеспечить доступ к единой информационной системе прослеживаемости пищевой продукции потребителям и общественным объединениям потребителей в целях их своевременного информирования и минимизации рисков приобретения некачественной пищевой продукции.

В настоящее время идет работа над подготовкой Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, причем не только пищевых продуктов. Оно предусматривает обеспечение возможности "сквозной" идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом путем присвоения ему уникальных классификационных признаков (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Вот этим идентификаторам и будет отведено специальное место в счетах-фактурах

По мнению члена Коллегии, министра по торговле Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной, внедрение в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) механизмов прослеживаемости перемещения товаров поможет снизить контрольную нагрузку на бизнес и при этом упростит работу контрольных органов по борьбе с контрафактной продукцией.

Механизм прослеживаемости должен стать системой, которая позволит охватить большую часть продукции, перемещаемой в ЕАЭС. Уже сейчас в странах Союза с участием Комиссии разрабатываются и внедряются различные механизмы прослеживаемости. В Казахстане, например, система прослеживаемости создана на основании электронных счетов-фактур. Пилотный же проект маркировки меховых изделий контрольными знаками позволяет следить за движением товара от производства или импорта до реализации конечному потребителю.

Важная задача стран Евразийского экономического союза и Комиссии на ближайшую перспективу - расширение номенклатуры товаров, подлежащих обязательной маркировке.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word