Итоги онлайн – опроса для составления образа современного потребителя в интернете


Ежегодно 15 марта вся мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Каждый год этот день проходит под определенным девизом. Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

В целях определения уровня правовой грамотности по вопросам дистанционной торговли среди обучающейся молодежи г. Саратова, а также совершенствования работы по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» был организован опрос учащихся как в ходе проведения образовательных мероприятий, так и онлайн-анкетирование с помощью страниц Консультационного центра для потребителей в социальных сетях.

Анкетирование проводилось в период с 19 февраля по 15 марта 2018 г. Участие в анкетировании приняли 150 человек - студенты и старшеклассники образовательных учреждений Саратовской области.

Участникам было предложено ответить на 13 вопросов, в том числе об оценке респондентами положительных и отрицательных сторон дистанционного способа приобретения товаров и услуг, о степени готовности защиты своих нарушенных прав, на определение уровня знаний потребительского законодательства, пропагандирование деятельности консультационных центра и пунктов для потребителей.

 

Результаты проведенного интернет-опроса:

По результатам опроса выявлено, что в 75% опрошенные периодически совершают покупки дистанционным способом, с помощью сети интернет. 15% совершают заказы регулярно, 10 % такой практики пока еще не применяли, так как считают это рискованным.

При таких достоинствах совершения онлайн покупок, как экономия времени, низкие цены и наибольший выбор, респондентами были отмечены и недостатки такого способа приобретения. Это: в 56% отсутствие возможности очной оценки товара, 17 % указали на существующие риски быть обманутыми и не получить оплаченные товары, были отмечены и опасения за порчу товара при транспортировке (8%). 7% считают, что совершение онлайн платежей небезопасно, так как приходится на различных сайтах оставлять свои персональные данные. Остальные респонденты (12%) указали на трудоемкость оформления процедуры заказа.

Тем не менее, согласно опросу, дистанционно в основном оплачиваются услуги, в том числе мобильной связи и ЖКХ - 38%, приобретается одежда и обувь - 31%, товары бытового назначения, электроника и аксессуары к ней - 17%; пользуются спросом заказы через интернет билетов и бронирование гостиниц - 10%. Продукты питания респондентами дистанционно не приобретались.

Более половины опрошенных (57%) не столкнулись с нарушениями своих прав хозяйствующими субъектами. Остальным, в половине случаев удалось вернуть свои деньги в претензионном порядке. В основном, это происходило при покупках товаров с нарушениями требований к качеству. Было выявлено, что среди респондентов есть и те, кто не предпринял никаких попыток защиты своего права в связи с тем, что не знали, что делать (16%) и это казалось им весьма сложным или проигрышным (13%).

На вопрос о наиболее удобном способе получения информации о своих потребительских правах и способах их защиты опрошенная молодежь в большинстве своем выразила желание об электронном способе доведения информации (официальный сайт ФБУЗ, на страницах социальных сетей, информагентств).

По результатам проведенного онлайн опроса для Консультационного центра для потребителей определены дальнейшие методы консультирования и информирования населения г. Саратова и Саратовской области по вопросам защиты прав потребителей при дистанционной торговле, темы методических материалов для целей повышения потребительской грамотности посредством проведения обучающих мероприятий и распространения памяток.


Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» благодарит всех участников социального опроса.








Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word